Цыганский народ - головная боль Европы, не привыкшей к культуре кочевой вольности. Многочисленные попытки сделать из цыган граждан провалились везде и многие таборы гнезда анархии, преступности и уклонения от армии и налогов, как и тысячи лет назад. Как в царской России появились цыгане?
Одно время наука считала родиной цыган Египет, но потом ученые опровергли это. Слово "рома" и "ромале" - как цыгане себя называют, появилось после гибели Византийской империи в 15 веке, где все жители включая цыган, назывались "ромеями". Индийские цыгане называют себя "синти" и ученые думают, что их родина видимо Индия.
В Древней Руси никаких цыган не было, и в средневековой России тоже. Границы были на замке и таборам никак не проникнуть к русским. Все изменилось с разделом Речи Посполитой, когда украинские а затем и польские земли вошли в состав Российской империи в конце 17 века.
С частью Украины нам достались цыгане - сэрвы, с Польшей и Литвой - польские рома. Затем пал Крым и Молдавия, а вместе с ними в Россию влились 20 000 местных цыган.
Выгнать куда-нибудь цыган было нельзя, все обитатели новых земель автоматически становились гражданами России. И первый раз в документах цыгане упоминаются в 1733 году. Сразу же цари столкнулись с особенностями цыганской братии - работать не хотят, от службы в армии и податей уклоняются.
У царской власти выработался большой опыт работы с кочевниками Азии в ходе колонизации Сибири, они его и применили против цыган. Это была мудрая политика кнута и пряника, и вначале был пряник. Анна Иоановна, Екатерина II, Александр I боролись с таборами, приписывая их к крестьянам, чтобы закрепить на земле, и они никуда не кочевали.
Причем цыган записывали в крестьян государственных под власть царя, под крепостное право они не попадали, да и помещики лихой народ к себе брать не хотели. Затем и вовсе - цыганам разрешили выбрать любое сословие кроме дворянского. Они могли стать мещанами, и даже купцами, если денежка была. Взамен - плати налоги, служи в армии и не бродяжничай.
Скоро в России появились оседлые цыгане, вошедшие в историю. Цыган-купец Санко Арбузов торговал лошадьми, а его дети учили французский в Париже. Многие цыгане стали богатыми артистами, когда в 18 веке мода на цыганскую музыку вошла в дома русской элиты.
Дворяне даже женились на цыганках, достаточно вспомнить дядю Льва Толстого. В войне 1812 года цыганские общины жертвовали деньги армии, поставляли лучших коней для кавалерии, цыганская молодежь шла служить в уланские полки.
Однако цыган в России становилось все больше, из Австро-Венгрии и Румынии в Россию перекочевали к нам ловари и колдэрары. И попытка ассимилировать цыган, сделав их частью российского народа, провалилась. Большая часть таборов продолжала уклоняться от русской культуры, законов и власти - "бродяжничать" (кочевать). А меньшая - записалась в крестьян и мещан, чтобы получить паспорта и показывать полиции на облавах.
И тогда Николай I перешел на кнут. Он велел ловить взрослых и малолетних цыган, которые продолжают бродяжничать, попрошайничать и воровать, и далее отправлять в армию силой. Взрослых цыган брить в солдаты, мальчиков с 8 до 17 лет отправлять в военные (кантонистские) школы. Женщин и девок направлять на фабрики и военные поселения.
На этой фото цыгане воспитанные казаками Войска Донского
Царь решил силой сделать цыган из бродяг гражданами России. Особенно много цыганских мальчиков воспитали русские казаки, через батальоны Войска Донского прошли десятки тысяч малолетних цыган. Однако со смертью Николая Первого антицыганские меры были вновь смягчены, гоняться за таборами и попрошайками оказалось дорогим и сложным делом.
При новых царях цыганские бароны получили право решать, кого отправлять в солдаты из табора или вовсе откупиться от власти денежной выплатой. Цыгане снова заполнили Россию, радуя нас. Энциклопедия "Народы России", 1903 год:
"На ярмарки и площади городов и сел приходят за сбором подаяний цыганки-гадалки. Эти "7 дочери 7 дочерей" как они себя называют, садятся рядами на корточки, и таинственным видом привлекают к себе охотников и охотниц до ворожбы и гадания. Другие цыганки выпрашивают милостыню, третьи промышляют по деревням.
Верит русский человек в колдовство, и цыганка готова наворожить ему с три короба; любит русский человек похвастаться, и цыган нахвалит его на чем свет стоит, лишь бы дал он за это денег. Мало знает, мало видел и читал русский человек, и цыган, подметив это, расскажет ему эдакое, чего и быть не могло.
Цыгане подметили даже в русском народе неприязнь свекровей к невесткам и стараются воспользоваться этою слабостью русских людей. Часто молодая цыганка с распущенными волосами и исцарапанным лицом с плачем и воем ходит по крестьянским дворам - жалуется на свекровь свою, что та будто бы избила ее. Наши бабы сжалятся и что-нибудь дадут ей, а она и рада..."
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев