Тогда можно и говорить о позитивном будущем деревни и моих односельчанах.
Сегодня следует разработать перспективный план развития Алагуза, учитывающий современные социально-экономические реалии Башкортостана, России. Нам нужно сохранить этот уникальный памятник – деревню Алагуз – для наших потомков. План должен быть комплексным. В первую очередь в него следует заложить народно-философские вещи. Должна быть идеология генезиса. Эта идеология должна объединять алагузов, воспитывать истинных патриотов. Каждый алагуз не только должен гордиться своей колыбелью, но и неустанно вносить свою долю на развитие родного края как материально, так и морально. Можешь написать роман или поэму, восхваляющий Алагуз, читаемый и пользующийся популярностью среди населения. Можешь построить музей в родной деревне и за это никто тебя не осудить, а наоборот, люди только похвалят и поблагодарят за прекрасные позывы твоей души. Можешь открыть собственное дело – например, организовать выращивание овощей в тепличных условиях. Можешь достичь успехов в науке, спорте, образовании, медицине, экономике и т.д. Такой-то мастер спорта по такому-то виду, выходец из деревни Алагуз, занял такое-то место в Башкортостане или России. И звучит прекрасно, и памятно для всех. Можешь построить себе хороший дом или летник, сарай, баню, разбить сад и т.д. и все будут радоваться за это. И конечно, в эту работу, по новому обустройству и обновлению должны быть включены не только все выходцы деревни, но и те, кто связал свою судьбу с этим прекрасным уголком страны дуванцев. Не возбраняется привлечение к этому делу и других людей, искренне заинтересованных в расцвете деревни. Однако никто, кроме алагузов, «сильно» не будет думать о будущем деревни. Только сами алагузы способны и должны обустраивать свою любимую малую родину.
б) Вопросы идеологии
Идеология алагузов не должна быть фанатичной. Как говорил Ахметзаки – Валиди: «Мы ни белые, ни красные – мы башкиры». Мы можем следовать этому лозунгу. Нам не надо быть ни фанатиком религии, ни воинственным атеистом, а надо быть в меру демократом, в меру гуманистом, в меру толерантным патриотом, быть реалистом и верить культурному достоянию своих предков. Сохранение и развитие позитивной культуры предков и современных достижений в этой области моих односельчан – должна стать общей идеологией алагузов.
в) Вопросы культуры
Культура является самым мощным средством развития и государства, и общества, и этноса, и сообщества, и каждой личности. Если идеология рассчитана на определенный период времени, то культура остается более консервативным в продолжительный промежуток времени. Если идеология со временем может измениться на противоположное мировоззрение, то культура продолжает оставаться раритетом и не теряет свои качественные стороны. Именно поэтому в сегодняшнем мире определяющим импульсом генезиса любой цивилизации становится культура. Насколько мощен и крепок культурный потенциал народа, настолько устойчиво его будущее и будущее его потомков. Мы входим в этнос башкир. Но это нам пока ничего не дало. Мы одновременно и дуванцы. Но эта наша сообщность тоже не ощутима. Чувство солидарности у моих прадедов и прабабушек, как дуванцев, было почти нивелировано в период их вхождения в иное культурное пространство. А когда оно было оттеснено в дальний уголок истории несколькими событиями, чуть не потеряло даже своей понятийной характеристики. После таких потрясений вряд ли в короткие сроки можно анимировать дуванскую сообщность. Пройдут годы, десятилетия и только тогда новое поколение дуванцев поймут, каким лихим этносом были их предки. И стоило ли оставаться им в башкирской общности в конце XVI века! Велика была вероятность появления нового этноса – дуванцев, имевшие в то время и свою государственность, и свою экономику, и свою свободную культуру, философию и идеологию.
Сегодня чувство солидарности необходимо реанимировать на уровне сообщности односельчан, где все еще живуче культурные традиции, сохранился специфический взгляд на мир и окружающую среду. Современная культура алагузов не должна ограничиваться только познанием литературы, поэзии, театра, балета, музыки и танца, она должна быть транслирована шире, как подобает «истинной» культуре, во всех ипостасях, комплексно и всеобъемлемо, как часть и экономической деятельности, как часть политической работы, так и продукт социальной жизнедеятельности человека. Для подрастающего поколения это может сделать семья, школа и этническое сообщество. Мы должны возродить лучшие достижения моих односельчан, как хороших певцов, танцоров, чтецов и т.д. Мы должны возродить былое, алагузы были не только хорошие исполнители народных песен и кубаиров, искусными танцорами, они были в то же время прекрасными тружениками, воинами, созидателями и творцами. Именно в таком ракурсе нужно рассматривать культуру в современной ее интерпретации. С такой точки зрения следует рассматривать и перспективы развития культуры прекрасного уголка в мире – Алагуз.
г) Вопросы образования
Образование и спорт входят в общее понятие культуры. Мы, понимая их стратегическую важность, рассмотрим каждый из них в отдельности. Образование было и остается стратегическим ресурсом каждого этноса. Кто овладевает современной наукой, техникой, технологией, тот и стоит в авангарде цивилизационного развития всего мира. Следовательно, алагузам необходимо не только не потерять способность к овладению современными инновационными технологиями, но желательно в ближайшем будущем одному, другому стать участником создания новых технологий и инноваций. Для этого нужно овладеть азами науки. А это делается в школе. Школа должна быть преобразована. Она должна иметь новый облик, новое содержание. Школа должна воспитать умных, всезнающих и всепонимающих интеллектов. Школа должна иметь кадры, способные привить детям эти знания и умения. Кадры желательно иметь собственные. Но пока их нет. Нужно воспитать поколение, которое возьмет на себя в перспективе тяжелое бремя – воспитание эрудитов и патриотов. Эту задачу можно решить на уровне республиканских общеобразовательных учреждений, где можно обучить юных алагузов. Конечно, решение кадрового вопроса для одной школы – простая задача, но она требует больше внимания и затрат энергии, чем при решении концептуальных задач. Только тогда станет возможным развитие всей системы образования и как следствие создание условий для выращивания профессионалов высокого уровня, что и позволит затем гордиться созданной сферой обучения и воспитания школьников. Генетический потенциал в Алагузе имеется. Это доказал доктор технических наук, профессор Сафа Ахметов. Его научные труды сегодня являются настольной книгой и российского нефтяника и любого другого зарубежного нефтепромышленника. Мухаметхай Ахметов, наш односельчанин, одним из первых изучил и доказал родство современной башкирской литературы и литературных памятников орхоно-енисейской культуры. Тагирова Зульфира доказала, что алагузы лучше и тоньше чувствуют утонченность и внутреннюю красоту башкирского языка и башкирской речи, чем представители других этнических групп башкир. Именно поэтому она стала обладателем Гран-при республиканского конкурса «Урал-батыр». За достигнутые успехи в изучении родного языка и отличные знания в башкирской фольклористике в ноябре 2009 года она награждена Почетной грамотой Министерства образования Российской Федерации.
Все они раскрылись в Алагузовской школе и развили свой талант в других образовательных учреждениях.
Алагузовскую школу успешно завершили, а затем получили высшую квалификацию специалиста и другие мои односельчане.
1.Байрамгулова Хусни. Для многих из нас неизвестно ее имя. Она является представителем одной из ветви генеалогического древа Киекчи. Закончила Месягутовский педагогическое училище. В 30-е годы XX века работала в аппарате Башкирского областного комитета комсомола.
2.Валеева Гульсум. Закончила Месягутовский педагогическое училище, затем Казанский Восточный институт по специальности «математика». Работала учителем математики. Отличалась природной скромностью, умением говорить и убеждать своего собеседника. Воспитала прекрасных детей. Фрат Фаритович Валеев был удостоен высокого звания «Заслуженный металлург России». Ее дети Юнир Фаритович Валеев, Венера Фаритовна Валеева посвятили себя медицине. Являются «Заслуженными работниками здравоохранения Республики Башкортостан». По стопам матери, Венеры Фаритовны, пошли ее дочери Гульнара и Гульназира.
3. Ахметов Ахметсафа. В республике широко известно имя доктора технических наук, профессора Уфимского Государственного нефтяного технического университета Ахметова Ахметсафы Ахметовича. Он окончил Московский нефтяной институт имени Губкина. Затем работал на предприятиях нефтепромышленного комплекса города Салавата. В начале 80-х годов переехал в город Уфу и начал преподавать в Уфимском нефтяном институте. Через некоторое время был избран освобожденным секретарем первичной партийной организации Башкирского государственного университета, где успешно трудился в течение долгих лет. После партийной работы вернулся в Уфимский нефтяной институт и продолжил научно-преподавательскую работу. Он автор ряда фундаментальных трудов в области нефтепереработки и нефтедобычи.
4. Ахметов Мухаметхай окончил филологический факультет Башкирского государственного университета. Работал заместителем директора Алагузовской восьмилетней школы. В 1969-1972 годы учился в аспирантуре Казахского государственного университета. Затем успешно защитился и начал работать в Башкирском государственном университете. С 1972 года себя посвятил научно-преподавательской деятельности. Написал ряд трудов, посвященных орхоно-енисейской рунической письменности. Он считал, что орхоно-енисейская письменность является древнейшей письменностью башкирского этноса. Активно помогал односельчанам. Алагузы всегда его вспоминают добрыми словами.
5. Ахмедьянов Тавкалин. Высшее образование получил в Башкирском сельскохозяйственном институте. Трудился в должности главный инженер Абдрезяковского совхоза. Сегодня работает в одной из коммерческих фирм, занимающихся строительством нефтепроводов.
6. Ахмедьянова Зульфия. Окончила Башкирский государственный педагогический институт. Трудится учителем математики в Республиканской художественной гимназии-интернате имени Касима Давлеткильдеева.
7. Ахмедьяров Равиль. Окончил Башкирский сельскохозяйственный институт. Работает в одной из организаций Белокатайского района.
8. Ахметова Лилия. Окончила Башкирский государственный педагогический институт. В 80-е годы руководила коллективом Алагузовской восьмилетней школы.
9. Ахметова Ляля. Окончила Башкирский государственный университет по специальности «Башкирский язык и башкирская литература». Трудится в Абзаевской средней школе.
10. Ахметова Фариза. Фариза успешно закончила Стерлитамакский государственный педагогический институт. Сегодня трудится в одной из школ села Верхние Киги.
11. Ахметшина Светлана. Окончила Башкирский государственный унивеситет по специальности «Башкирский язык и башкирская литература».
12. Баймухаметов Эдуард. После окончания Башкирского государственного медицинского института работал хирургом, главным врачом Кигинской районной больницы. В настоящее время возглавляет отдел труда Администрации Кигинского района. Является «Заслуженным работником здравоохранения Республики Башкортостан»
13. Байрамгулов Зекерья. Трудился в должности управляющего Алагузовского отделения. Высшее образование получил в Башкирском сельскохозяйственном институте.
14. Байрамгулов Ильшат. Обучался в Омском автотранспортном институте, затем перевелся в Башкирский сельскохозяйственный институт, где и получил высшее образование. Ныне по полученной специальности трудится в северном регионе страны в качестве руководителя автотранспортного предприятия.
15. Байрамгулов Мунир. Окончил Пензинский лесотехнический институт. Занимал различные должности районного уровня. Ушел на заслуженный отдых с должности директора предприятия Кигинский «Межколхозлесхоз».
16. Байрамгулова Альфира. Окончила Башкирский медицинский институт. Всю трудовую жизнь посвятила кигинскому здравоохранению.
17. Баширов Эрнест. Окончил военное училище. Капитан Советской Армии.
18. Биктимеров Алимбай. Алимбай окончил Башкирский сельскохозяйственный институт. Работал главным инженером Абдрезяковского совхоза Кигинского района.
19. Биктимерова Алия. Окончила Башкирский государственный университет по специальности «история». Трудится в качестве заместителя директора Республиканской художественной гимназии-интерната имени Касима Давлеткильдеева
20. Биктимерова Мавлида. Окончила Башкирский государственный педагогический институт. Ныне успешно трудится.
21. Валиахметов Урал. Окончил Стерлитамакский педагогический институт. Работал директором Алагузовской, Абзаевской, Кулбаковской школ Кигинского района.
22. Валиахметова Гульназира. Окончила БГУ. Ныне трудится в селе Верхние Киги.
23. Гайнуллин Гайфулла. Окончил Уфимский педагогический институт. Посвятил себя учительскому труду. Он является одним из первых учителей Алагузовской восьмилетней школы с высшим образованием.
24. Гильманов Мударис. Нефтяник. Окончил Уфимский нефтяной институт. Трудится на руководящей работе.
25. Гильманова Гульнур. Окончила Башкирский государственный педагогический институт. Учительствовала. В настоящее время в селе Месягутово имеет собственное дело в сфере предпринимательства.
26. Гильманова Закира. Она окончила Уфимский нефтяной институт. Сегодня трудится в этом же институте.
27. Гимадиев Ринат. Окончил Башкирский сельскохозяйственный институт. Трудился в должностях управляющего Алагузовского отделения Абдрезяковского совхоза, директора Абдрезяковского совхоза Кигинского района.
28. Закиров Адис. Окончил Башкирский государственный педагогический институт. Был директором Урмановской средней школы Иглинского района. Он является известным певцом и танцором.
29. Закиров Надир – сын Закирова Адиса. Окончил Башкирский государственный педагогический институт. Трудится в Уфе.
30. Закирова Клара. Челябинский педагогический институт. Учительствует в Аргаяшском районе Челябинской области.
31. Закирова Фирюза. Окончила Башкирский государственный педагогический институт по специальности «башкирский язык и литература». Ныне учительствует.
32. Исламов Ильдар. Завершил Уфимский технологический институт сервиса по специальности «Экономика». Многие годы был руководителем филиала Социнвестбанка. Сегодня он занят предпринимательской деятельностью.
33. Исламова Наиля. Окончила Башкирский государственный университет. Географ. Учитель Верхнекигинской средней школы №2.
34. Исламова Тансулпан. После окончания Стерлитамакского государственного педагогического института начала работать в Алагузовской восьмилетней школе Кигинского района. Затем перешла в республиканскую башкирскую гимназию. Несколько лет назад заняла второе место на республиканском конкурсе учителей башкирского языка. Она – «Заслуженный учитель Республики Башкортостан».
35. Казыев Лерон. Окончил высшее учебное заведение в г.Кемерово. Трудится в Сибири.
36. Казыев Мавлет. Окончил Месягутовский учительский институт. Преподавал дисциплину «математика» в Алагузовской восьмилетней школе. Он был любимцем большинства детей. Вел общественную работу в качестве парторга отделения.
37. Латыпов Галимьян. Окончил учительский институт. Работал учителем Алагузовской восьмилетней школы.
38. Латыпов Ильгам. Окончил Башкирский государственный университет по специальности «башкирский язык и башкирская литература». Сегодня учительствует в родной деревне.
39. Латыпов Ильгиз. Окончил Башкирский государственный педагогический институт. Трудился в Кульметовской средней школе Кигинского района.
40. Латыпов Сафуан. Окончил Башкирский государственный университет по специальности «Башкирский язык и башкирская литература».
41. Латыпова Айгуль. Окончила Башкирский государственный педагогический институт по специальности «Башкирский язык и башкирская литература». Ныне работает в Алагузовской школе.
42. Латыпова Гадиля. Окончила Башкирский государственный педагогический институт. Работает по специальности «башкирский язык и башкирская литература».
43. Латыпова Разия. Окончила Стерлитамакский педагогический институт. Работала учителем начальных классов Алагузовской восьмилетней школы.
44. Магафуров Ильдар. Завершил Стерлитамакский государственный педагогический институт. Несколько десятилетий своего труда отдал административной работе в Белокатайском районе.
45. Магафуров Миндихан. Окончил Месягутовский учительский институт. Работал директором Алагузовской восьмилетней школы. Неоднократно избирался председателем участковой избирательной комиссии.
46. Магафурова Эльза (младшая). Окончила Башкирский государственный педагогический институт. Себя реализует в одной из школ города Уфы.
47. Магафурова Эльза (старшая). Закончила Стерлитамакский государственный педагогический институт. Живет и работает в Белокатайском районе.
48. Миндиахметов Рафис. Окончил Башкирский сельскохозяйственный институт. Сегодня трудится в Сибири.
49. Мирхаева Гайникамал. После окончания Башкирского государственного института посвятила себя воспитанию детей и успешно трудилась в Большеустикинской средней школе. Затем переехала в город Уфу. Трудилась в качестве народного заседателя в Верховном суде Республики Башкортостан. В свободное время занималась писательской деятельностью. Выпустила ряд книг. Две из них посвящены родному краю: «Северо-восточный Башкортостан», «Тарих языр инем ташыңа...». В 90-е являлась одной из активных участников движения за суверенитет республики.
50. Мирхайдаров Фанис. Окончил Башкирский государственный педагогический институт. Трудился директором Алагузовской восьмилетней школы.
51. Мирхайдарова Зиля. Окончила Башкирский государственный университет по специальности «Башкирский язык и башкирская литература». Трудовую деятельность начала в Алагузовской восьмилетней школе и продолжила ее в Аскаровской средней школе №1 Абзелиловского района. Обладатель гранта Президента Российской Федерации в сфере образования.
52. Мирхайдарова Хадиса. Специальность высшей квалификации она получила в Стерлитамакском государственном педагогическом институте. Всю свою жизнь посвятила воспитанию детей деревни Алагуз.
53. Муллабаев Юлай. Окончил Башкирский сельскохозяйственный институт. Трудится за рубежом.
54. Муллабаева Ильгиза. Окончила Башкирский государственный университет по специальности «Башкирский язык и башкирская литература». В 90-е годы выехала из страны. Сегодня занимается бизнесом.
55. Мулюкова Оксана. Она – выпускница Башкирского государственного медицинского университета.
56. Рахимов Равиль. Он окончил Башкирский сельскохозяйственный институт. Трудится в Мечетлинском районе республики.
57. Рахимов Фидият. Выпускник Фрунзенского военно-пехотного училища. Лейтенант. Во время войны был заместителем командира роты. Один из организаторов антифашистского подполья во Франции. Награжден самой высокой наградой Франции – орденом «Почетный легионер». Живет в Уфе.
58. Сабирова Хабира. Вузовское образование получила в Стерлитамакском государственном педагогическом институте. После института посвятила себя работе с населением. Возглавляла Абзаевский сельский совет Кигинского района. В 80-е и 90-е годы трудилась в школе №20 г. Уфы. Сегодня находится на заслуженном отдыхе.
59. Сайфитов Мавлетбай. Окончил военное училище. Дослужился до полковника. Жил и умер в городе Ленинграде.
60. Сайфитова Алина. Окончила Башкирский государственный педагогический институт по специальности «дошкольное образование».
61. Сайфитова Ирина. Окончила Башкирский государственный педагогический институт по специальности «дошкольное образование».
62. Сайфитова Рауза. Окончила Месягутовский учительский институт.
63. Сайфуллин Аскадулла. Выпускник Академии МВД СССР. Многие годы работал начальником Учалинского РОВД.
64. Сафина Танзиля. В начале 80-х годов окончила Башкирский государственный университет по специальности «математика». Работает в системе российской почтовой связи.
65. Сахаутдинов Газизьян – выпускник механического факультета Башкирского сельскохозяйственного института. В 70-е годы прошлого столетия работал директором Альмухаметовского элеватора в Абзелиловском районе, а в 80-е – директором Сулеинской межрайбазы «Башпотребсоюза».
66. Султанова Фанзира. Стерлитамакский государственный педагогический институт остается важной вехой жизни Фанзиры. После окончания вуза она трудилась в Душамбековской средней школе. В последнее время находится на муниципальной службе в качестве председателя совета Душамбековского сельского поселения.
67. Тагиров Барий. Окончил Башкирский сельскохозяйственный институт. Стал одним из сподвижников кооперативного движения на северо-востоке Башкортостана. Сегодня является председателем крестьянско-фермерского хозяйства «Алагуз».
68. Тагиров Ирек. Окончил Башкирский государственный педагогический университет, сотрудник фирмы «Уфанет».
69. Тагиров Саммат. Он окончил Башкирский сельскохозяйственный институт. Работал управляющим Атаршинского отделения Алагузовского совхоза Белокатайского района, главным бухгалтером крестьянско-фермерского хозяйства «Алагуз». Ныне занимается коммерцией.
70. Тагирова Зухра. Окончила Башкирский государственный университет по специальности «Башкирский язык и башкирская литература». Была освобожденным председателем профсозного комитета Стерлитамакского химико-технологического техникума, трудилась на штатной основе ответственным секретарем общества «Знание» города Стерлитамак. Неоднократно избиралась депутатом Уфимского и Стерлитамакского городского Советов.
71. Фассахов Ирек. Один из алагузов, посвятивших себя военному делу. Окончил Омское военное училище. Сегодня занимается предпринимательством. Имеет собственный бизнес.
72. Фасхитов Мухаметнур. Окончил Свердловский юридический институт. Вырос до судьи Верховного Суда БАССР. Находится на пенсии.
73. Фатыхов Гарей. Окончил Месягутовский учительский институт. Он был известен как самобытный поэт. Не вернулся из войны.
74. Фатыхов Камиль. Окончил Месягутовский учительский институт.
75. Фатыхов Рафиль. Окончил Уфимский институт искусств по специальности «живопись». Является директором Республиканской художественной гимназии-интерната имени Касима Давлеткильдеева. Он «Заслуженный работник образования Республики Башкортостан».
76. Фатыхова Азалия. Окончила Башкирский государственный педагогический институт в Месягутовском филиале этого учебного заведения. Свое место в трудовой жизни нашла в Алагузовском дошкольном учреждении.
77. Фатыхова Альфинур. Окончила Башкирский государственный педагогический институт по специальности «Психология».
78. Фатыхова Анфиса. Закончила Бирский государственный педагогический институт по специальности «Дошкольное образование».
79. Хабибуллин Филат. Место обучения – Уфимский авиационный институт. Коммерсант.
80. Хабибуллина Гульнур. После завершения Башкирского государственного медицинского института трудилась в Кигинской районной больнице, затем в учреждениях здравоохранения города Уфы.
81. Хабибуллина Лениза. Окончила Башкирский государственный университет по специальности «Башкирский язык и башкирская литература». Работает в одном из уфимских школ.
82. Хабибуллина Луиза. Окончила Башкирский государственный университет по специальности «башкирский язык и башкирская литература». Посвятила себя педагогической деятельности.
83. Хабибуллина Ямиля. Окончила Месягутовский учительский институт.
84. Хажиев Вакиль. Завершил Уфимский педагогический институт в 1939 году.
85. Хакимов Мухамет. Окончил Месягутовский учительский институт.
86. Халимова Манзума. Манзума окончила Уфимский медицинский институт. Многие годы работала в медицинских учреждениях г.Уфы.
87. Халимова Тагзима. Окончила Стерлитамакский педагогический институт.
88. Хасанова Альфинур. Окончила Башкирский государственный университет по специальности «история».
89. Хафизов Марс. Окончил Казанский юридический институт. Работал в государственных учреждениях Татарстана.
90. Хизбуллина Гульнара. Окончила Башкирский государственный университет по специальности «башкирский язык и башкирская литература». Сегодня является начальником отдела Республиканского учебного, научно-методического центра Министерства образования республики.
91. Шаихов Фанур. Окончил Башкирский сельскохозяйственный институт по специальности «агрономия». Работал управляющим Алагузовского отделения Абдрезяковского совхоза.
92. Шарипов Глимхан. Глимхан окончил Башкирский сельскохозяйственный институт. В последние годы своей и жизни он был известен как один из крупных бизнесменов северо-восточного региона республики.
93. Шарипов Мухаметьян. Окончил Месягутовский учительский институт.
94. Шарипов Сабирьян. Окончил Месягутовский учительский институт. Трудился в Белокатайском районе. По достижению выслуги лет вернулся в родной Алагуз.
95. Юмагужин Рафик. Башкирский сельскохозяйственный институт. Работал главным бухгалтером совхозов «Аллагузовский», «Абдрезяковский», «Кировский».
96. Яндурин Гайнетдин. Классификацию инженер-механик ему присвоили после завершения Башкирского сельскохозяйственного института. Сегодня работает в одном из транспортных предприятий города Сатка Челябинской области.
д) Пассионарии Алагуза
Яркий след в новой истории деревни оставили следующие мои односельчане.
1. Шигапов Хамза – первый председатель колхоза имени Фрунзе.
2. Гильманов Дильмухамет – второй председатель колхоза имени Фрунзе.
3. Баймухаметов Галимьян – третий председатель колхоза имени Фрунзе.
4. Хабибуллин Сибагат – четвертый председатель колхоза имени Фрунзе.
5. Фаисханова Кифая – участница сельскохозяйственных выставок в ВДНХ СССР в 1938-1939 годы.
6. Сайфутдинов Хуснетдин – председатель райкомзема Кигинского района.
Председатели сельских советов:
7. Сайфитов Саляхи.
8. Хакимов Салимьян.
9. Гильманов Салимхан.
10.Баширов Мавлет.
Управляющие Алагузовского отделения Абдрезяковского совхоза Кигинского района, председатели Крестьянско-фермерского хозяйства «Ик», «Алагуз»:
11. Баишев Аслям. Не является алагузом.
12. Гильманов Салимхан.
13. Байрамгулов Зекерья.
14. Гимадиев Ринат.
15. Шаихов Фанур.
16. Карипов Урал.
17. Тагиров Барий.
18.Ахтарьянов Гарифьян Ахтарьянович – участник Великой Отечественной войны. Он единственный из алагузов, участников второй мировой войны, сегодня является живым свидетелем той боевой поры.
19. Ханипов Фазулла – «Заслуженный животновод БАССР». Один из лучших завферм Кигинского района в 70-х годах прошедшего столетия.
20. Сабирова Венера – «Заслуженный животновод БАССР». Живет и работает в Белокатайском районе.
21. Фатыхов Салимьян – «Заслуженный работник сельского хозяйства Республики Башкортостан». Ныне является пенсионером.
22. Гильманов Борис – кавалер ордена «Трудовой Славы». Посвятил свою трудовую жизнь нефтедобыче и нефтепереработке. Живет в селе Ново-Белокатай.
23. Исламов Альтаф. Многие годы был лучшим комбайнером Абдрезяковского совхоза и Кигинского района.
24. Исламов Муллаахмет. Он, как и брат Альтаф, трудился комбайнером. Неоднократно был признан победителем районного социалистического соревнования среди тружеников сельского хозяйства.
25. Тагиров Зуфар – основатель мечети «Тагир» в деревне Алагуз, меценат. В 80-е годы в качестве советского специалиста находился в Ираке и участвовал в подъеме его нефтяной промышленности. Многие годы трудился в Республике Коми. Ныне он предприниматель, трудится в родной Республике Башкортостан.
е) Вопросы спорта
В Алагузе спорту всегда уделяли пристальное внимание. Лыжи, легкая атлетика, игровые виды спорта занимали особое место в их увлечениях спортом. Алагузовская школа всегда была победителем районных соревнований. Из стен школы вышли известные спортсмены. Ильдар Исламов занимал первые места среди лыжников в Дальневосточном военном округе, Зульфия Ахмедьянова неоднократно становилась чемпионом республики среди лыжниц, Газизьян Сахаутдинов в студенческие годы был одним из лучших самбистов Башкортостана в своей весовой категории, Каюм Тагиров в 2008 году стал вице-чемпионом г. Уфы по быстрым шахматам. Имеется много других побед алагузов. Но этого недостаточно. Нужно воспитать профессиональных спортсменов на уровне республики и страны. Если ты ученый, то нужно стать, хотя бы, нобелевским лауреатом, а если ты спортсмен, то чемпионом мира или олимпийских игр стать обязан. Чтобы осуществить наши мечты в быль необходимо создавать условия для развития спорта в деревне. Должен быть высокооснащенный спортивный зал. Нужно иметь хорошие футбольное, волейбольное, баскетбольное поля. В зимнее время нужно иметь хороший каток и приличную хоккейную коробку. И конечно нужно иметь определенное количество специалистов и тренеров.
ж) Вопросы экологии
В современном бушующем и хаотичном мире все более возрастает роль экологической безопасности людей. Глобальное загрязнение природы может привести к непредсказуемым последствиям. Поэтому учить наших граждан оберегать природу нужно с детства. В экологическом плане необходимо нам предусмотреть не только мероприятия, направленные на недопущение загрязнения окружающей среды, но и на профилактику недопущения чрезмерного влияния на природу. Должно быть определенное количество выращиваемой живности, не должно быть некомпетентного отношения к земледелию. И в растениеводстве, и в животноводстве должны быть разумные, обоснованные научные и практические подходы к их жизнедеятельности. Экологическая экспертиза современного состояния деревни и прогноз ее экологического благополучия – должна стать одним из основных задач предполагаемого плана.
з) Проблемы демографии
Вопросы демографии становятся актуальными. В 60-е годы прошлого столетия в Алагузе наибольшая численность населения достигала более тысяча человек. За предыдущие 40 лет функционирования деревни численность жителей уменьшилась до 700 человек. Наиболее оптимальная численность для Алагуза, по-моему, составляет приблизительно 900 человек. Поэтому разницу в 200 человек нужно восполнить путем увеличения рождаемости. В деревне должно проживать не менее 150 человек детородного возраста. Средняя рождаемость должна составлять 3-4 ребенка на семью. Чтобы достичь этих цифр в демографической статистике деревни следовало бы предпринять ряд последовательных шагов. Во-первых, обеспечить достойный уровень жизни молодежи. Во-вторых, создать новые рабочие места с хорошей оплатой труда. В-третьих, заиметь современную социальную инфраструктуру. В-четвертых, проводить целенаправленную политику в сфере воспитания юношества и взрослого поколения.
и) Вопросы связи алагузов с выходцами из деревни
Важным направлением деятельности алагузов должна стать связь с земляками. Она должна вестись обоюдно, на взаимовыгодной и равноправной основе. Это сотрудничество нужно для сохранения преемственности между поколениями алагузов, обеспечения нормальной жизнедеятельности деревни. Алагузы, проживающие в деревне – истинные патриоты. Они осознанно связали свою жизнь с родным краем, чтобы участвовать в ее развитии. А те, кто выехал и не может повседневным своим трудом участвовать в деле созидания нового Алагуза, тоже душой и сердцем болеют за его будущее. В целях осуществления полноценной и эффективной связи между коренными алагузами и выходцами из Алагуза следует создавать три попечительских совета: в самом Алагузе, в городе Уфе, из выходцев-алагузов, проживающих на пределами республики. При этом попечительскому совету Алагуза следует передать правовой статус. Необходимо разработать его устав и зарегистрировать этот совет как юридическое лицо. Затем открыть специальные счета совета. Все средства, накопленные на этом счете должны, быть направлены на развитие деревни.
В заключении хочу поблагодарить родителей – Кавия и Канифу Тагировых, сестру Хафизову Зухру, брата Тагирова Зуфара, уважаемых родных и близких для меня людей: Ахмедьянову Мнавару, Мирхаеву Гайникамал, Сахаутдинова Газизьяна, Мирхайдарову Хадису, Фатыхова Рафиля, Исламову Тансулпан, Латыпова Ильгама, Хизбуллину Гульнару за оказанную помощь при сборе фактического материала, пожелать им здоровья, новых успехов, благополучия и счастья!
Заключение
Свое обещание – связать самого древнего нашего родственника (известного нам) с сегодняшним его самым молодым потомком – я выполнил. Эта нить такова: «Алтынбай – Иргали – Киекчи – Бакын – Мусакалим – Ирали – Шарип – Сахаутдин – Тагир – Кавый – Каюм – Тагир».
В ходе исследования было доказано многое. Алагузы являются дуванцами-автохтонами. Дуванцы являются самой древней этнической группой современного северо-восточного региона Башкортостана (пока известны археологические памятники о них, датируемые четвертым веком нашей эры (Мажитов Н.А. Археология Башкирии. - Уфа, 1968.).
Дуванцы оставили яркий след в мстории и сегодня продолжают активно участвовать в жизни современного общества.
Ранее мы говорили о государственности башкир. Хотя нет письменных источников, в первом тысячелетии нашей эры, несомненно, башкиры имели свою государственность. Государственность башкир во втором тысячелетии нашей эры наблюдается у северо-восточных башкир. Это относится к периоду – вторая половина XVI века и первая четверть XVII века. Государственность башкир выражали крупные этнические группы, как дуванцы и некоторые другие. Хотя ни в башкирской, ни в русской истории об этом не говорится, но такой факт в истории башкир имеется. Сей факт для русской истории не представляет ценности, а для вассальных башкир центральной и южной, западной Башкирии тем более. Примерно 70 лет дуванцы имели свою государственность. К сожалению, она не зафиксирована в исторической летописи.
В этнической группе дуванцев особо выделяются алагузы. Пассионарный потенциал алагузовского рода всегда был высок. Алагузы непосрественно участвовали в создании самостоятельного государства на территории современной северо-восточной Башкирии.
После присоединения к русскому государству они умело защищали свои права и свободы. Когда их притесняли центральные власти, дуванцы-алагузы становились самыми активными организаторами и участниками многих актов сопротивления. Для меня имена дуванцев Алтынбай, Иргали, Киекчи, Бакын, Алагуз, Кабыл также священны, как и имя Салавата для каждого башкира.
В настоящей работе представлены практически имеющиеся научно-исследовательские материалы, касающиеся жизнедеятельности поселения с начала XVII века. В книге рассказано о жизни и быте алагузов, их обычаях и традициях. Огромный интерес для читателя представляет изыскания о родословной Киекчи. Подробно описано гнеалогическое древо Шарипа Иралина.
Одним из важных моментов работы остается описание современного состояния развития деревни и перспективы его развития. Этот аспект рассмотрен в различных ипостасях. Каждый из них представляет собой большую ценность. Но наиболее востребованным из них остается образование. Поэтому этой части своего повествования я уделил значительное внимание. Определение основных направлений развития деревни, прогноз демографических, социальных, интеллектуальных перспектив Алагуза поможет будущим поколениям односельчан наилучшим образом обустроить мой родной край.
Эта работа ценна – она является одним из первых книг об истории башкирской деревни, рассмотренной через научно-исследовательскую призму.
Книга дорога и тем, что изложена на основе исторических документов, архивных материалов и современных научных трудов. Я считаю, что результаты данного исследования являются очень актуальными, и думаю, что они внесут в кладезь истории, этнологии, национальной педагогики и национальной философии северо-восточных башкир значительный и весомый вклад.
Библиография
1.Абрамзон С.М. Этнический состав киргизского населения северной Киргизии. - М., ТКАЭЭ, т.IV , 1960.
2.Аркаим: Исследования. Поиски. Открытия. - Челябинск, 1995, -224с. стр24,34.
3.Ахияров К.Ш.. Трудовая социализация школьников. Избранные научные труды. - Уфа, Изд-во «Гилем», 2005, -с.317.
4.Багуманова М.Х. Указатель литературы о башкирах. - Уфа: «Китап», 1997. - 144с.
5.Бикбулатов Н.В., Юсупов Р.М., Шитова С.Н., Фатыхова Ф.Ф. Башкиры: этническая история и традиционная культура. Уфа: Научное издательство «Башкирская энциклопедия», 2002. –с. 60.
6.Гвоздикова И.М. Салават Юлаев. Исследование документальных источников. - Уфа: Башкирское книжное издательство.1984. - 240с.
7.Демидова Н.Ф. Материалы по истории Башкирии. т.VI . - Уфа: Китап, 2002. -768с.
8.И.А.Бодуэн де Куртенэ. Избранные труды по общему языкознанию, т.2. М., 1963. - с.299.
9.Карамзин Н.М. История Государства Российского. Том 1. - М., 1989. с.250.
10.Киекбаев Дж.Г. Вопросы башкирской топонимики. - Уфа, Ученые записки Башкирского государственного пединститута, вып.VIII, серия филология, 1956, №2.
11.Киекбаев Дж.Г. Введение в урало-алтайское языкознание. Уфа, 1972, с.23.
12.Киреев А.Н. Башкирский народный героический эпос. - Уфа.: Башкирское книжное изд-во, 1970. - с.62.
13.Краткая энциклопедия Республики Башкортостан. - Уфа, 1995. - 1078с.
14.Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа: этнический состав, история расселения. - М., изд-во «Наука», 1974.
15.Лепехин И.И. Записки путешествия (1768-1772 гг.) Ч.З. // Полное собрание ученых путешествий по России. Т.4. СПб., 1822. с.41-42.
16.Мажитов Н.А. Археология Башкирии. - Уфа, 1968, -с.146.
17.Материалы по истории Башкирской АССР. - Уфа, том I, 1936.
18.Материалы по истории Башкирской АССР. - Уфа, том II, 1950.
19.Материалы по истории Башкирской АССР. - Уфа, том III, 1952.
20.Материалы по истории Башкирской АССР. - Уфа, том IV, часть I, 1956.
21.Материалы по истории Башкирской АССР. - Уфа, том IV, часть II, 1956.
22.Материалы по истории Башкирской АССР. - Уфа, том V, 1960.
23.Материалы по истории Башкирской АССР. - Уфа, том VI, 1960.
24.Мирхаева Г.А. Историю увековечила бы в камнях. Уфа: Китап, 2001, -с.26.
25.Мухамадиев А.Г. Древние монеты Казани. Татар. Кн. изд-во, 2005. –200с.
26.Народы Приволжья и Приуралья. Историко-этнографические очерки. - М.: Наука, 1985. - 307с.
27.Овчинников Р.В., Гвоздикова И.М., Николаенко А.П. Крестьянская война 1773-1775 гг. на территории Башкирии. - Уфа, Башкирское книжное издательство, 1975. - 496с.
28.Руденко С.И. Башкиры. Историко-этнографический очерк. - М.;Л., 1955. - c.251.
29.Сахаутдинов Г.Т. Рукописи о гнеалогическом древе Шарипа Иралина. – Уфа, 1968. - 5с.
30.Семенюк Г.И., Моржанов В.М. Материалы по родово-племенному составу казахов Старшего и Среднего Жузов в XVIII веке. - Алма-Ата. Ученые записки Казахского государственного университета, т. XLVIII, серия история, вып. 7, 1961.
31.Тагиров З.К. Материалы об участниках строительства мечети в деревне Алагуз (2003-2007 годы). - Алагуз, 2009. - 12с.
32.Тагиров З.К. Списки спонсоров и лиц, пожертвовавших денежные средства на строительство мечети в деревне Алагуз (2003-2007 годы). - Алагуз, 2009. - 23с.
33.Тагиров К.К. Мои истоки. - Уфа, Издательство ПУ №1, 1997. - 31с.
34. Тагиров К.К. Алагуз – моя колыбель. - Уфа, Издательство РУНМЦ, 1999. - 66с.
35.Тагиров К.К. Образование в Башкортостане: историко-педагогический анализ. - Уфа: Гилем, 2007. - 310с.
36.Томашевская Н.Н. От социального пространства к социальному времени: опыт этнической истории башкирского этноса в новое время. - Уфа: Китап, 2002. - 240 с.
37.Туган А.З. История башкир. - Уфа: Издательство «Китап», 2005. - с.18.
38.Умурзаков Г.Х. Древние башкиры. - Уфа, 1991. –с.11.
39.Файзиев Т.М. О родово-племенном составе узбеков-кураминцев конца XIX- начала XX в. - Ташкент, «Общественные науки в Узбекистане», №11, 1963.
40.Хабибуллина З.А. Сравнительно-историческое изучение башкирского языка/Урал – Алтай: через века в будущее/Материалы III Всероссийской тюркологической конференции, посвященной 110-летию со дня рождения Н.К.Дмитриева. - Уфа, 2008. - с.276.
41.Хусаинов Г.Б. Литература и наука, Избранные труды. Уфа: Гилем, 1998. с.8.
42.Энциклопедический словарь под редакцией профессора И.Е.Андреевского. Том 3. С-Петербург, 1891, с225.
43.Юлдашбаев Б.Х. История формирования башкирской нации (дооктябрьский период). Уфа: - Башкирское книжное издательство, 1972. - 335с.
44.Янгузин Р.З. Этнография башкир (история изучения). - Уфа: Китап, 2002. - 192 с.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев