Согласно еженедельному мониторингу аналитической компании EMEAT, за неделю с 21 по 27 октября цены на живых свиней выросли на 7,7% и достигли 133,5 руб./кг. Неделей ранее они увеличились на 2,3%. Также на прошедшей неделе наблюдалось повышение оптовых цен на свиные полутуши, они подорожали на 2,6%, до 200,5 руб./кг. На мировом рынке цены на живых свиней за неделю уменьшились на 0,5%, а за последний месяц — на 4,7%. Свиные полутуши на прошедшей неделе подешевели на 1,4%. Глава Национальной мясной ассоциации (НМА) Сергей Юшин отмечает, что цены на живых свиней очень волатильны, и их увеличение на прошлой неделе не говорит о какой-то тенденции: как и цены на любые commodities, они могут то расти, то снижаться. «Не стоит еженедельно смотреть на динамику цен на рынке – будь то на живых свиней или на отруба. Недельные графики ничего не покажут», - прокомментировал он «Агроинвестору». Если же смотреть долгосрочно, в ретроспективе трех-семи лет, то можно увидеть, что цены на свинину для потребителей существенно отстают от общей продовольственной инфляции. «Если взять период последних пяти лет, то мы обнаружим, что цены на свинину на потребительском рынке в среднем выросли на 25%. Инфляция за это же время была гораздо выше», - подчеркивает эксперт. Тот факт, что свинина дорожает меньшими темпами, чем другие продовольственные товары, объясняет рост ее потребления. «Покупатели видят, что это мясо становится все более доступным, чем другие продукты питания и наращивают ее потребление», - поясняет Юшин. Глава НМА напоминает, что с начала года средние потребительские цены на разные отруба выросли примерно на 2,4%. Небольшой рост цен на свинину, в свою очередь, объясняется высокими темпами увеличения ее производства в последние годы. По прогнозам Ассоциации, в этом году объемы выпуска этого вида мяса будут на 4,5% выше прошлогоднего показателя. Это будет способствовать тому, что цены будут достаточно стабильные. «У нас растет предложение не только свинины, но также и мяса птицы – бройлера, индейки – и говядины. Увеличение предложения, безусловно, давит на цены. А вверх их будет толкать высокий непрекращающийся спрос, связанный с тем, что увеличиваются располагаемые доходы населения, особенно тех категорий граждан, которые раньше относились к малообеспеченным», - рассказывает Юшин. В первую очередь, это люди, которые сейчас участвуют в СВО, кроме того, повышаются зарплаты в промышленности, в строительстве, в транспорте. «Казалось бы, экспорт должен толкать цены вверх, но пока его доля в нашем объеме производства не так высока, хотя он может влиять на увеличение стоимости отдельных частей и отрубов. Но, как правило, эти части не так востребованы на российском рынке», - продолжает эксперт. Более того, экспорт часто позволяет не поднимать цены внутри страны, потому что предприятия, работающие на международных рынках, обеспечивают рентабельное производство за счет продаж по более высокой цене на платежеспособные рынки своей продукции, подчеркивает он. А вот что точно растет и будет увеличиваться – это себестоимость производства. Так, по оценкам НМА, с начала года себестоимость производства мяса птицы в среднем выросла на 15% за счет зарплат, которые повышаются очень быстро из-за дефицита кадров, а также увеличения стоимости логистики, подорожания зерна и других кормовых компонентов, инкубационного яйца. «Также у всех животноводов растут затраты на коммунальные услуги, упаковку. Предприятия пытаются снижать эту динамику роста себестоимости, повышая производительность, что сегодня сделать не так просто, ведь она зависит от наличия и работоспособности часто уникального оборудования, с поставками которого тоже есть проблемы и которое тоже сильно выросло в цене», - перечисляет Юшин. В целом, по его прогнозам, цена на свинину в этом году будет достаточно приемлемой. «По крайней мере, мы не ожидаем снижения спроса в этом году. Напротив, он прирастет приблизительно 2,5%. То есть, мы в очередной раз поставим по потреблению рекорд», - считает эксперт.
    2 комментария
    10 классов
    Президент Владимир Путин поручил правительству и Российскому экспортному центру разработать программу «Сделано в России», направленную на продвижение отечественной продукции за рубежом, говорится на сайте Кремля. Срок исполнения назначен на 30 декабря.
    4 комментария
    2 класса
    По данным Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР), к началу третьей декады октября в стране выработано сахара почти 2,99 млн т сахара против 2,88 млн т на ту же дату годом ранее. Первые три завода, которые были запущены на Юге, завершили производство сахара в период с 18 по 24 октября, еще два закончат самое раннее - в начале ноября, рассказал «Агроинвестору» ведущий эксперт ИКАР Евгений Иванов. «Это было ожидаемо, так как в макрорегионе свеклы собрано заметно меньше, чем год назад – он больше всех пострадал от засухи», - отметил он. Эксперт напоминает, что в прошлом сезоне первый завод на Юге завершил переработку свеклы 27 октября, еще несколько – только во второй декаде ноября, а полностью макрорегион закончил выпуск сахара 15 февраля. Во всех регионах уборка сахарной свеклы идет по графику, никаких сбоев нет, а Алтай закончил ее уже к 15 октября. По словам Иванова, выход сахара в этом году выше, чем в прошлом за счет высокой дигестии, правда, эта прибавка с каждой неделей сокращается. По прогнозам ИКАР, производство сахара в этом сезоне составит около 6,1 млн т с учетом переработки сиропа и мелассы против 6,9 млн т годом ранее. Прирост площадей под сахарной свеклой и выхода сахара частично компенсировали снижение урожайности агрокультуры на Юге и в Центральном Черноземье. Экспорт сахара после снятия с 1 сентября запрета на поставки за пределы ЕАЭС, Абхазии и Южной Осетии идет довольно хорошими темпами, продолжает Иванов. «С начала осени российский сахар “поехал” во многие страны, в том числе в Узбекистан, Таджикистан, Туркмению, Азербайджан», - говорит эксперт. Также возобновились поставки свекловичного сахара-сырца в Узбекистан – он вывозится навалом в зерновозах-хопперах. Сырец иначе хранится, переваливается и транспортируется, чем сахар белый, уточняет Иванов. «Если никаких ограничений экспорта не будет, то российский сахар вернется на все свои традиционные рынки, в числе которых кроме уже упомянутых стран - Монголия, КНДР, Афганистан, Грузия, Сербия, возможно Турция и Иран», - перечисляет Иванов. Эти рынки довольно емкие, и нет острой потребности искать новых внешних покупателей, совокупный объем экспорта туда в сезоне-2023/24 составил 1 млн т, добавляет он. «Цены на сахар после снижения с мая в сентябре приподнялись, - отмечает эксперт. – Правда, после этого медленно сползают по сей день. Это довольно типичная динамика для оптовой цены - ступенеобразные небольшие подъемы и затем медленное сползание». То есть, большую часть времени сахар в России в опте дешевеет. «Для того, чтобы цены пошли вверх, должны быть какие-то причины и поводы – отраслевые или экономические», - поясняет Иванов. При этом доходность отрасли заметно снижают два фактора: второй сезон подряд очень низкие цены на мелассу – она, по данным эксперта, часто продается по цене транспортировки (лишь бы вывезли), а также проблемы с излишками жома, которые возникли после запретов и пошлин Евросоюза (другие рынки его сбыта находятся небыстро).
    1 комментарий
    2 класса
    1 комментарий
    0 классов
    Пошлина на вывоз подсолнечного масла в ноябре вырастет до 2891,1 руб./т с нулевой отметки, на которой она была последние 17 месяцев. Как сообщает Минсельхоз, ставка пошлины была рассчитана при индикативной цене $897 за тонну.
    1 комментарий
    6 классов
    «Мираторг» и крупнейший в России производитель аквакультурного лосося — компания «Инарктика» — в рамках совместного проекта приступили к работе по локализации селекции этого вида рыбы, пишет «Агроэксперт». Сейчас аквакультура является самым быстрорастущим направлением сельского хозяйства России, но при этом отрасль генетики производства лососевых наиболее зависима от импорта. В конце июня компании объявили, что займутся вопросами развития аквакультуры и селекции ценных пород рыб. «Совместно с компанией «Инарктика» начали разработку тест-систем для подтверждения происхождения атлантического лосося, что позволит начать программу локализации селекции в России», — сообщила пресс-служба «Мираторга». В перспективе планируется совместно разработать программу проведения геномной селекции в России.
    2 комментария
    1 класс
    Ряд крупных производителей сливочного масла начали сокращать его производство или приостанавливать отгрузки товара торговым сетям, а также предупреждать их о повышении цен на эту категорию, сообщают «Известия». Так, H&N (бывшая Danone, бренд «Простоквашино») уведомила ритейлеров, что временно останавливает отгрузки сливочного масла с 1 сентября. Производитель пояснил, что переработчики молока «столкнулись с агрессивной инфляцией сливок-сырья: 39% в первом полугодии и 46% накопительная инфляция за восемь месяцев 2024 года к аналогичному периоду прошлого». Такая же проблема возникла и с маслом — по данным компании, оно подорожало на 48% и 55% соответственно. Повлияли на этот процесс низкий уровень запасов, рост цен на масло на мировом рынке, а также небольшое содержание жира в закупаемом молоке-сырье и повышенный спрос со стороны молокоперерабатывающих предприятий. С 1 октября «Милком» приостановил производство масла под брендами «Варвара Краса» и «Ижмолоко», а также существенно сократил изготовление продуктов марок «Село Зеленое» и «Кезский сырзавод», пишут «Известия». Ограничил объем поставок и молочный комбинат «Альметьевский». Предупредили о перебоях в поставках «Молкомбинат Кунгурский», «Ирбитский молочный завод» и «Северное молоко». Приостановили выполнение заказов производители «Агросила» и «Ярмолпродукт», лимитировал поставки «Зеленодольский молочноперерабатывающий комбинат». Причиной все компании называют дефицит сырья. Соответствующие уведомления уже направлены в торговые сети. Ряд производителей также предупредил о повышении цен на молочную продукцию. Председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев подтвердил изданию, что розничные сети действительно получали уведомления от некоторых поставщиков о том, что они прекращают промоакции со сливочным маслом и частично сужают предусмотренные договорами объемы поставок. Но в целом дефицита сливочного масла розничные сети сейчас не фиксируют. При этом в Минсельхозе отмечают, что российский рынок в полной мере обеспечен сливочным маслом, и по итогам 2024 года ожидается увеличение объемов его выпуска. По данным «Союзмолока», объем рынка в 2023 году оценивался в 450 тыс. т, за год спрос вырос на 7%, по итогам семи месяцев 2024 года союз также видит прирост на 2%. При этом смежный с маслом рынок сливок (часто используются как альтернатива молочному жиру в виде сливочного масла) вырос на 16% в 2023 году, а за этот год показывает темпы прироста на уровне 17% к прошлому году. Пропорционально увеличивается и объем производства сливок (+17% по итогам восьми месяцев, до 236 тыс. т.). Гендиректор Национального союза производителей молока («Союзмолоко») Артем Белов говорит, что отраслевое объединение не получало уведомлений от крупнейших производителей сливочного масла о приостановке производства или значительном сокращении выпуска. «На рынке нет дефицита по данной категории. Масло производится большим количеством молокоперерабатывающих предприятий и часто входит в продуктовый портфель наряду с прочими категориями молочной продукции. Часть внутреннего спроса, главным образом в b2b-сегменте, обеспечивается импортными поставками, всего около 25% от общего спроса. Импорт масла из дружественных стран увеличился примерно на 20% и совместно с внутренним производством полностью покрывает потребности России в продукте», — прокомментировал Белов «Агроинвестору». Себестоимость производства масла также растет по всей цепочке от сырья до переработки, продолжает он. Так, в августе себестоимость сливочного масла была на 16% выше, чем годом ранее: заработная плата сотрудников выросла на 24%, сырьевые затраты — почти на 20%, повышает себестоимость также рост кредитной нагрузки, увеличивается общая инфляция, наблюдается рост затрат на обслуживание и текущий ремонт оборудования и техники и пр. «Это не может не отражаться на стоимости готовой продукции», — констатирует Белов. Однако, продолжает он, важно понимать, что наблюдаемое повышение цен — результат двухлетнего сдерживания темпов подорожания: по итогам 2023 года цена на масло выросла на 3,5%, в то время как продовольственные товары в среднем подорожали на 8,9%. Гендиректор Streda Consulting Алексей Груздев говорит, что нехватка сливочного масла действительно есть. По его словам, Россия всегда была дефицитна по этой категории, и масло всегда импортировалось в объемах 100-110 тыс. т в год не только из Белоруссии, но и из Латинской Америки или Новой Зеландии (до 2022 года – 30-40 тыс. т). Причины кроются как в развитой культуре потребления масла, так и принятых в последние годы мерах по борьбе с фальсификацией молочной продукции, которые ощутимо сократили выпуск и спредов, и самого сливочного масла. Кроме того, в последние два года спрос на масло увеличился на 6-7% на фоне роста доходов населения, что в условиях дефицита создало дополнительное давление на рынок. «Четвертая фундаментальная причина — это специфика молочного животноводства, которое долгие годы было ориентировано на валовой объем молока и меньше внимания уделялось содержанию сухих веществ в сырье, в результате по содержанию жира в молоке мы пока недотягиваем до уровня передовых стран и физически не можем удовлетворить спрос», — прокомментировал Груздев «Агроинвестору». По его словам, в сложившейся ситуации есть несколько направлений и вариантов действий. Во-первых, продолжать изыскивать внутренние резервы отрасли для увеличения производства масла, но в этой части за последние два года потенциал практически исчерпан — Россия нарастила производство почти на 20%, Белоруссия увеличила поставки на российский рынок больше чем на 30%. В результате фактор роста потребления был компенсирован, но полностью заместить импорт не удалось. «Второй путь – каким-то образом разрешить импорт. Но здесь действовать нужно очень аккуратно, поскольку нужно четко понимать необходимые объемы импорта для балансировки рынка, чтобы не нарушить сложившуюся модель доходности в отрасли, и как следствие нужно иметь действенные механизмы контроля и регулирования объемов ввоза, что на практике реализовать достаточно сложно», — считает Груздев. Третье фундаментальное направление — вместе с объемами увеличивать и жирность сырого молока, поскольку это управляемый показатель как на уровне рационов кормления, так и генетики животных. В перспективе проблема нехватки масла безусловно будет решена за счет роста объемов производства сырья, но этот процесс требует значительного времени, заключил Груздев. Стоимость сливочного масла при этом увеличивается во всем мире, говорит Белов. Это связано с общим восстановлением спроса, в том числе в сегменте HoReCa, ростом доходов населения, а также реабилитацией молочных жиров. Например, в Новой Зеландии за год масло подорожало на 32%, а в Европе — более чем на 70%. «В настоящее время ситуация на российском рынке сливочного масла начинает стабилизироваться по мере замедления темпов роста спроса (завершение сезона мороженого, сезона отпусков) и наращиванием объемов импорта», — заключил Белов.
    3 комментария
    1 класс
    Территориальные управления Федеральной антимонопольной службы (ФАС) проработают вопрос ценовых соглашений для снижения или фиксации стоимости сливочного масла, хлеба и молока, сообщается в Telegram-канале ведомства. Постановление, которое предоставляет региональным органам власти возможность в случае необходимости заключать с хозяйствующими субъектами соглашения о сдерживании цен на социально значимые продовольственные товары, было принято в 2023 году. По данным Росстата, производство сливочного масла в январе-сентябре снизилось на 1,8%, до 248 тыс. т, в сентябре снижение по сравнению с августом составило 3,7%, по сравнению с сентябрем 2023-го — 2,7%. Производство молока (кроме сырого) за первые девять месяцев этого года составило 4,5 млн т, что на 5% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Сентябрьский показатель производства на 6,9% выше, чем в 2023-м, но на 2,2% меньше, чем в августе. Объем выпуска хлебобулочных изделий в январе-сентябре был на уровне 3,7 млн т — это на 2,4% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. В сентябре производство было на 2,5% ниже показателя годом ранее, но на 0,2% выше, чем в августе 2024-го. Потребительские цены на сливочное масло, по данным Росстата на 21 октября, выросли на 4,64% по сравнению с концом сентября и на 23,43% относительно декабря 2023-го. Пастеризованное молоко за этот же период прибавило 2,34% и 11,82%, стерилизованное — 1,66% и 12,61% соответственно. Хлеб из ржаной и ржано-пшеничной муки подорожал на 1,9% и 11,1%, из пшеничной муки — на 1,14% и 11,22%. Зампред правления ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Леонов обращает внимание на то, что рыночные методы, в основе которых лежит здоровая конкуренция, традиционно вносят меньше искажений в бизнес-процессы участников рынка, чем внешнее регулирование. «Как мы помним, недавнее ограничение цен на сахар не имело позитивных эффектов и сопровождалось спекулятивными процессами и пустыми полками. Поэтому меры по регулированию рынка, прежде всего, должны обсуждаться с бизнесом, чтобы исключить неблагоприятные последствия как для отрасли, так и для потребителей», — прокомментировал Леонов «Агроинвестору». По его словам, ни один поставщик не заинтересован в необъективном повышении цен, так как это грозит потерей товарооборота. В случае объективного увеличения цен есть смысл подумать о снижении розничной наценки (вслед за поставщиками) и развитии мер поддержки населения. «На наш взгляд, эти меры имели бы более позитивные эффекты как для экономики, так и для покупателей», — считает Леонов. Председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев также говорит, что прямое ценовое регулирование нарушает рыночные механизмы ценообразования, а фиксация цен на уровне розничного звена сократит возможности сетей для балансирования роста цен на другие товары. В конечном итоге это может привести к подорожанию всего ассортимента, добавляет он. «Российский и международный опыт показывают, что как только цены на какие-то товары фиксируются, производитель вынужден пересматривать инвестиции в их производство и сужать линейку продукции, чтобы сохранить рентабельность», — говорит Караваев. По его словам, это не так критично для крупных производителей, но может ударить по небольшим и средним локальным игрокам. Кроме того, низкие фиксированные цены для розницы будут стимулировать производителей перенаправлять потоки в другие каналы сбыта: например, в мелкооптовую торговлю, а представителей малого и среднего бизнеса – приобретать товары в торговых сетях. Все это может отразиться на ассортименте сетей, подтолкнуть население к созданию повышенных запасов и привести к искусственному ажиотажу, считает Караваев. «В случае реализации инициативы возникают существенные риски, и очень многое будет зависеть от правильных решений региональных органов власти: им предстоит корректно просчитать и оценить обстановку на локальном рынке, необходимость фиксации цен, ее сроки и влияние на всех участников рынка, а также возможности для применения альтернативных инструментов (например, материальной поддержки малоимущих слоев населения», — прокомментировал «Агроинвестору» Караваев. Выполняя эту задачу, также необходимо учитывать повсеместный рост производственных затрат, экономику малых и больших производств, товарообмен с соседними регионами и множество других факторов, обращает внимание он. Торговые сети с начала года сохраняют низкие наценки на сливочное масло «первой цены» как на социально значимый товар на уровне 10-12%, что не покрывает операционных затрат ритейлеров, но помогает сдерживать рост цен, продолжает Караваев. «Действия ритейлеров за счет масштаба их бизнеса и широкой представленности торговых точек оказывают стабилизирующий эффект на рынок и служат ценовым ориентиром для других форматов торговли», — добавляет он. В результате ситуация с ценами на сливочное масло уже начинает выравниваться — на прошлой неделе закупочные цены от поставщиков начали снижаться, в среднем на 2,4% по сравнению с неделей ранее. Вслед за этим началась коррекция розничных цен на масло в торговых сетях — членах АКОРТ. Ранее «Агроинвестор» писал, что ряд крупных производителей сливочного масла начали сокращать его производство или приостанавливать отгрузки товара торговым сетям, а также предупреждать их о повышении цен на эту категорию. Министр сельского хозяйства Оксана Лут в ходе заседания комитета Госдумы по бюджету и налогам говорила, что вводить госрегулирование цен на сливочное масло не планируется. «Конечно, мы не будем включать государственное регулирование, потому что есть определенные нюансы, связанные с молочной группой, — поясняла она. — Мы просто должны увеличить объемы производства молока, причем с повышенной жирностью». Правительство продолжит контролировать ситуацию с ценами на сливочное масло, сказал вице-премьер Дмитрий Патрушев на совещании с участием производителей и переработчиков молочной продукции, представителей крупных торговых сетей и заинтересованных ведомств. Для стабилизации цен на масло был активизирован импорт из ряда стран. «Однако это не должно отменять задачу системного наращивания производства продукции. Молочная отрасль - это социально значимое направление агропромышленного комплекса. Понимая это, правительство не первый год предоставляет производителям и переработчикам комплекс мер государственной поддержки», - подчеркнул Патрушев. По итогам совещания заинтересованным ведомствам был дан ряд поручений для стабилизации цен на сливочное масло на внутреннем рынке.
    1 комментарий
    4 класса
    Импорт сливочного масла в Россию с начала года вырос на 9% по сравнению с аналогичным периодом 2023-го и составил 110,2 тыс. т, пишет ТАСС со ссылкой на Россельхознадзор. Основным поставщиком сливочного масла в Россию является Белоруссия. С начала года из республики отгружено 89 тыс. т продукции.
    5 комментариев
    4 класса
    Союз экспортеров зерна сообщил, что по итогам общего собрания участников расширил свою сферу деятельности и сменил наименование на Союз экспортеров и производителей зерна. «Смена наименования — это не просто ребрендинг, это расширение смысла, результат конструктивного диалога компаний-экспортеров и крупнейших сельхозпроизводителей на протяжении всех пяти лет существования нашего союза. У нас общие цели и методы их достижения, мы вместе работаем над обеспечением национальной продовольственной безопасности и решением проблемы мирового голода», — говорится сообщении объединения.
    1 комментарий
    0 классов
  • Класс
Показать ещё