ИСТИННАЯ ПРИЧИНА ОГРАНИЧЕНИЙ ПИТАНИЯ В РЕЛИГИИ
Учение о чистом и нечистом мясе всегда было удивительно устойчивым элементом в адвентизме седьмого дня. Я не знаю, что об этом думает молодое поколение адвентистов седьмого дня (их просто нужно спросить об этом), но среди зрелых адвентистов учение все еще имеет силу. Спросите большинство адвентистов о том, что делает нас особенными, и в списке перечисленного обязательно будет диета. Нет ничего необычного в том, чтобы услышать от человека, который отсутствовал в церкви десятилетия: «…но все эти годы, пастор, я никогда даже не пробовал свинину». Если люди за пределами нашего сообщества что-то знают о нас, то они тоже думают о нашей диете как о том, что нас отличает от других.
Возможно, вы удивитесь, узнав, что доктрина о чистой и нечистой пище (мясе) не так стара: она не фигурирует нигде в наших основах вероучения до самой смерти Елены Уайт. (Елена Уайт, кажется, по большей части пропустила обсуждение 11 главы книги Левит, и сразу перешла к вегетарианству. В единственном опубликованном ее комментарии, сделанном в далеком 1858 году по этому вопросу, она упрекает одну семью в том, что та не ест свиное мясо!) Согласно Библии, это учение возникло далеко от креста, в окружении ритуалов, связанных с очищением после родов или после кожных заболеваний, о практике которых сегодня мы даже не допускаем и мысли.
ЕДА В НОВОМ ЗАВЕТЕ
И Иисус, и Павел отвергали идею о том, что ваша еда имеет духовное значение. Иисус конструктивно заметил, что пища поступает в рот и после переваривания выходит из тела, в то время как злые слова и действия всплывают из самой глубины нашего тела. Когда Павел говорит: «Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» (1 Кор. 8:8), то как еще это можно истолковать, кроме как полное отвержение праведности через еду?
Современные переводы Марка 7:19 не обязательно верны, когда они добавляют в скобках, что Иисус объявил всю пищу чистой. Во-первых, это включает Иисуса в качестве субъекта отдельного предложения, заканчивающегося словами: «καθαρίζων πάντα τὰ βρώματα» (очищение всей пищи), вместо того, чтобы показать заключительные слова в предложении, сказанном Иисусом. Во-вторых, фраза в ее нынешнем виде имеет логический смысл, если вы используете значение слова καθαρίζω как своего рода уточнение, что тело добывает из пищи необходимое ему полезное питание, а остальное выбрасывает в отходы.
Тем не менее, это ни капли не изменяет смысл истории в её контексте: Иисус не рассматривал выбор еды как путь стать праведным перед Богом.
Некоторые оправдывают свои взгляды тем, что Иисус имел в виду лишь омовение рук, а Павел говорил исключительно об еде, предлагаемой идолам. Но в этом толковании достаточно логических дыр, чтобы в них мог пробежать поросенок. Если Иисус хотел всего лишь устранить фарисейское омовение рук, то почему Он заявил, что ничто, попадающее в тело, не является его духовным осквернением? Зачем он вообще коснулся темы еды? Что касается Павла, то, если он был обеспокоен только лишь едой, предлагаемой в жертву идолам, то почему он пришел к выводу, что пища не делает нас лучше, если мы ее едим, и не делает хуже, если мы ее не едим. Ведь этот аргумент не имеет ничего общего с идоложертвенной едой.
И Иисус, и Павел выводили более важные принципы из конкретных ситуаций, что привело к логическому заключению, что нет библейских оснований полагать, что какая-то пища является оскверняющей нас духовно.
ВОПРОС ЗДОРОВЬЯ?
Настоящий адвентист подскочит здесь и вскрикнет: «Да, но на самом деле здесь имеет место вопрос здоровья!» Так тему описывает и наше 22-е основание вероучения под названием «Христианское поведение». «Это также означает, что поскольку наши тела являются храмом Святого Духа, мы не должны пренебрегать заботой о них. Нам необходимы физические упражнения, отдых и, по возможности, здоровая пища. Мы должны воздерживаться от нечистой еды, указанной в Писании».
Но на практике в расчет берется только предложение после последнего союза «и». Если бы я весил 200 килограммов, не занимаясь ничем, и ел только промасленные картофельные чипсы, то вы могли бы меня пожалеть, но вы бы меня не исключили. Не если бы меня поймали на том, что я ем бутерброд с беконом, то, даже если бы я был бегуном на длинные дистанции, средняя община рассмотрела бы мое дело совсем в другом свете. Я был бы плохим адвентистом седьмого дня, если бы заказал тарелку супа из лобстеров, но зато я сохранил бы все свои церковные должности, если бы участвовал в конкурсе на поедание двухкилограммового бифштекса.
Поэтому давайте просто признаем, что правила адвентистов седьмого дня, касающиеся пищи, в том виде, как мы практикуем их сейчас, больше касаются духовного осквернения, а не здоровья. Наша духовная идентичность в этой сфере заключается не в том, чтобы разумно заботиться о своем теле (иначе у нас не было бы такого количества полных членов церкви), а в том, чтобы избегать того, что некоторые считают нечистой пищей.
Если целью доктрины является разумная забота о теле, то аргумент в пользу вегетарианства, высказанный Еленой Уайт, и подкрепленный моральными, экономическими и научными аргументами, будет гораздо сильнее, чем библейский аргумент в пользу чистого мяса. Но даже вегетарианство находится далеко от полезного для здоровья режима. Для хорошего здоровья вам будет нужно заниматься спортом, ограничивать потребление сахара и жиров, принимать серьезную дозу фруктов, орехов и овощей, а также следовать множеству других постоянно развивающихся открытий, проводимых исследователями в области здравоохранения.
Применять все это на практике исполнения доктрины было бы сложно, независимо от того, будем мы смотреть за людьми с точки зрения результатов (дисциплинируя людей с высоким индексом массы тела или высоким кровяным давлением), или со стороны поведения адвентистов (где пасторы могли бы проверять холодильники на наличие в них Пепси и бекона, или просматривать дневник упражнений, которые выполнили члены церкви).
И даже если бы вы или я полностью выполняли все это, я не вижу никаких библейских свидетельств о том, что это позволило бы нам получить право на небеса. Единственная пища, упомянутая в притче об овцах и козлах в 25 главе Матфея – это та пища, которой вы поделились с голодными людьми.
ИСТИННАЯ ПРИЧИНА ОГРАНИЧЕНИЙ В ПИТАНИИ
После прочтения книги антрополога Мэри Дуглас «Чистота и опасность», я думаю, что суета вокруг выбора еды скрывает настоящую суть вопроса. Она показывает, что причина, по которой правила о чистой и нечистой пище имеют такую важность, заключается не в ценности еды для организма человека, а в то, что человеческое тело служит прообразом нашей социальной системы. Антрополог Джеймс Ахо объясняет, что «Согласно Дуглас, личные границы тела аналогичны социальным границам; и отверстия тела, с их выделениями или вливаниями в них, подобны «особенно уязвимым точкам» общества». Ахо приходит к заключению, что «опыт восприятия нашего личного тела отражает работу наших общественных механизмов».
«В частности, мы используем наши личные входные и выходные зоны, наши отверстия, как прообраз путей проникновения и выхода из социальных сообществ, членами которых мы являемся. Кроме того, я интерпретирую дисциплину, налагаемую на глаза, рот, задний проход, половые органы, уши, нос и поры, чтобы сделать их символом усилий моей группы по предотвращению загрязнения, вторжения или поглощения другими социальными группами». (James Alfred Aho, The Orifice as Sacrificial Site: Culture, Organization, and the Body. New York, Water de Gruyter, Inc., 2002.}
Логично, что чем больше ограничений группа налагает на индивидуальное поведение, тем сложнее в такую группу войти. Вы слышали, как люди говорят (как правило, с гордостью): «Церковь адвентистов седьмого дня не растет так быстро, как некоторые другие церкви, потому что мы требуем от людей гораздо большего»? Вы можете присоединиться к некоторым церквям, просто исповедовав Иисуса Христа как своего Господа и Спасителя. Но мы проверяем вас на алкоголь, табак, нечистое мясо и украшения. Что касается границ тела и отверстий, посмотрите на наши ограничения на брак адвентиста с неадвентистом (вход в оба типа тела кем-то внешним). Запрет на танцы говорит о том, что мы не хотим, чтобы наше физическое или социальное тело находилось вне рационального контроля. Запрет на пирсинг в ушах, полное покрывание рук и ног, прослушивание популярной музыки, - это традиционные адвентисткие ограничения, даже если они и имеют моральные причины, но все же они регулируют членство в группе.
БОЛЕЕ ГЛУБОКОЕ ПОНИМАНИЕ
Некоторые люди ценят дисциплину тела в религии. Такие вещи могут стать для них духовными якорями, напоминанием о духовном. Молитва и медитация часто использует такие физические дисциплины, как пост или определенную позу. Кроме того, людям нравится принадлежать к группе, которая отделяет их, и требует от них чего-то достижимого. То, что адвентистская диета сохраняется даже не практикующими адвентистами, демонстрирует, насколько она важна для людей психологически, как напоминание об остальных вещах, которые они привыкли делать, или в которые они раньше верили.
Тем не менее, мне кажется, что наша цель как христиан – это более глубокая, органичная вера, под которой Иеремия (31:33) и Павел (Рим. 2:15) имели в виду написанный в сердце закон. Иисус определял под зрелой верой ту, которая исходит изнутри, когда самым глубоким твоим стремлением становится делать добро другим (Матфей 25:31-46).
За некоторыми редкими исключениями, люди, которых я знаю, как самых строгих в отношении диеты, также являются наименее милосердными и наименее открытыми к другим. Складывается впечатление, что им больше не нужно работать над такими базовыми вещами, как доброта и терпение, потому что они имеют право на спасение пищей.
Практический вопрос заключается в том, представляет ли наша дисциплина тела наше желание не пускать людей в наше сообщество, отказ принимать их. Мы много слышим о церквях, которые являются недружелюбными и отказывающимися помогать другим, и которые не рады новым людям. Возможно, было бы хорошо вспомнить о том, что Павел говорит о гражданстве в Божьем Царстве: «Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Римлянам 14:17).
Лорен Сейболд – главный редактор журнала Адвентист Тудей
Перевод сообщества «Прогрессивные адвентисты»
========================================== https://atoday.org/the-real-reason-for-food-rules/
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев