Вопросы 217-225
Вопрос №217
ВОПРОС:
Добрый день, Александр Федорович!
Читаю Бытие. У Ноя рождаются сыновья, когда ему 500 лет. Потоп приходит, когда Ною 600 лет. Значит, Симу в этот момент должно быть 100 лет. Но в Быт. 11:10 сказано, что Арфаксад родился у Сима, когда Симу было 100 лет, и это было через два года после Потопа. Почему при рождении Арфаксада Симу было 100 лет, а не 102 года?
ОТВЕТ:
Давайте рассмотрим текст: «Ною было пятьсот лет, и родил Ной Сима, Хама и Иафета» (Быт. 5:32). Мы видим, что Ной родил Сима, Хама и Иафета, когда ему было 500 лет. Однако при составлении хронологической схемы было бы ошибочным считать, что Сим родился именно в тот год, когда Ною исполнилось 500 лет. Текст говорит о рождении всех троих сыновей в этот период, но не уточняет порядок и даты их рождения.
Возможно, старший сын родился, когда Ною было 500 лет, а другие сыновья – позже, в течение нескольких лет. Возможно, к 500-му году жизни Ноя родились все трое сыновей, но с каким-то интервалом, ведь навряд ли они родились все трое вместе как тройняшки.
Имеем ли мы в Библии развязку этой проблемы? Да, она есть, и как раз в том самом тексте, который Вы приводите, как не вяжущийся с Бытие 5:32. Вот этот текст:
«Вот родословие Сима: Сим был ста лет и родил Арфаксада, через два года после потопа» (Быт. 11:10).
Значит, через два года после Потопа, когда родился Арфаксад, Симу было сто лет. А когда начался потоп? При подсчете от Адама, Потоп начался в 1656 году. А два года после Потопа, это какой год? Это 1659 год. Почему 1659 год, а почему не 1658 год? Если бы Потоп был кратковременным событием, два года после него действительно были бы 1658 годом. Но Потоп длился целый год. Вот тексты Писания, свидетельствующие об этом:
«В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились» (Быт. 7:11).
Обратимся к тексту, датирующему конец потопа:
«Шестьсот первого года жизни Ноевой к первому дню первого месяца иссякла вода на земле; и открыл Ной кровлю ковчега и посмотрел, и вот обсохла поверхность земли. И во втором месяце, к двадцать седьмому дню месяца земля высохла. И сказал Бог Ною: Выйди из ковчега» (Быт. 8: 13-16).
Таким образом, от 600 года, второго месяца, семнадцатого дня до 601 года, второго месяца, двадцать седьмого дня прошло один год и десять дней, плюс семь дней, которые Ной провел в ковчеге до начала потопа. Итого, Ной был в ковчеге один год и семнадцать дней.
Значит, Потоп начался в 1656 году и закончился в 1657 году, а два года после потопа – это 1659 год. Следовательно, в 1659 году Симу было 100 лет, и родился он в 1559 году. В 1659 году (2 года после потопа) Ною было уже 602 года. Однако возникает вопрос: почему два года после Потопа Ною было 602 года, а не 603 года (600+1+2)? Здесь нужно внимательно читать текст Бытие 7:11, где сказано, что Потоп начался в шестисотый год жизни Ноя, во второй месяц, в семнадцатый день месяца. Следовательно, в начале Потопа Ною было не полных 600 лет, а 599, и шестисотого года прошел всего 1 месяц, и шел семнадцатый день второго месяца. Мы читали: «В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца». Таким образом, через два года после потопа Ною было 602 года.
Это означает, что сыновья Ноя не были близнецами, и Сим не мог быть старшим, поскольку ему исполнилось сто лет не когда Ною было 600 лет, а когда Ною было 602 года. Таким образом, Сим был вторым сыном Ноя.
Об этом свидетельствуют еще два текста:
«Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал с ним меньший сын его» (Быт. 9:24).
«Были дети и у Сима, отца всех сынов Еверовых, старшего брата Иафетова» (Быт. 10:21).
Согласно грамматической конструкции еврейского языка невозможно определить, кто старше, Сим или Иафет. В русском синодальном переводе кажется, что Сим старший, но оригинал позволяет перевести этот текст и так: «Были дети и у Сима, старшим братом которого был Иафет». Текст Бытие 11:10 подтверждает эту версию, поскольку он указывает, кто из этих двух сыновей был старшим.
При переводе Библии нужно учитывать все тексты, чтобы они образовали целостную картину. Таким образом, Сим родился в 1558-1559 году, когда Ною было 502-503 года. Иафет родился в 1556 году, когда Ною было 500 лет. Хам же родился после Иафета и Сима, поскольку он был младшим сыном Ноя (см. Быт. 9:24).
Поэтому текст Быт. 5:32 можно было бы передать точнее так: «Ною было 500 лет, и родил Ной Иафета, Сима и Хама», то есть, у него начали рождаться дети, когда ему было 500 лет.
Сим назван первым из трех не потому, что он был старшим, а из-за его исключительной роли как основателя родословной линии патриархов, от которой произошел избранный народ Божий вместе с обетованным семенем. Хам назван вторым, поскольку его потомки имели более частые контакты с израильтянами, чем потомки Иафета, поселившиеся в более отдаленных районах.
Такой же принцип мы видим и в родословной Фарры, где Аврам, будучи младшим из сыновей, назван первым. «Фарра жил семьдесят лет и родил Аврама, Нахора и Арана» (Быт. 11:26). Эти три сына Фарры также не были тройней, родившейся в одно время, когда их отцу было 70 лет. И если в хронологии за основу взять рождение Аврама 70-летним Фаррой, это также будет ошибкой.
Обратимся к следующим фактам: Фарра умер в Харране в возрасте 205 лет (см. Быт. 11:32). Аврам отправился в Ханаан, когда ему было 75 лет (см. Быт. 12:4). Призвание покинуть Харран Аврам получил после смерти отца (см. Деян. 7:4). Таким образом, в момент смерти отца Авраму было не более 75 лет, а Фарре, когда родился Аврам, по крайней мере, было уже 130 лет.
Из текста Быт. 11:26 видно, что у Фарры начали рождаться сыновья, когда ему исполнилось 70 лет. Младшим из трех сыновей был Аврам, но он упоминается первым вследствие его выдающейся роли, как родоначальника израильтян. Конкретно не указано, кто из двух сыновей Фарры – Нахор или Аран – был старшим, но тот факт, что Нахор взял себе в жены дочь Арана, свидетельствует о том, что Аран был старшим (см. Быт. 11:29). Кроме того, Аран умер при Фарре, отце своем (см. Быт. 11:28), что также может указывать на то, что он был старшим.
Вот такая развязка этого проблемного вопроса.
С уважением, пастор Александр Серков
Вопрос №218
ВОПРОС:
Иисус совершал добрые и необходимые дела в субботу. Если горит дом, его надо тушить, если животное или человек упали в яму, их нужно вытащить. Если в субботу повредилась электрическая сеть, питающая городские трамваи и троллейбусы, на которых верующие едут на собрание, можно ли проводить ремонт в субботу? Если у человека случился аппендицит или другое серьезное заболевание, может ли врач в субботу оказывать помощь? У нас сестра родила в субботу, это ведь неизбежно.
ОТВЕТ:
Давайте разграничим добрые дела и обычную работу, не смешивая их. Добрые и неотложные дела, такие как тушение пожара или спасение упавшего в яму животного, важны и необходимы, даже если это суббота.
Однако работа, какая бы она благородная ни была, а она должна всегда быть благородной, пусть останется на своем месте: рожайте, когда приспичит и когда прихватит. Если дом горит у соседа в субботу – тушите. Если животное в субботу упадет в яму – вытаскивайте.
Но если Вы работаете пожарником или электриком контактной сети, то у вас есть выходные, и в выходной день есть достаточно работников, чтобы выполнять необходимые задачи. Выходной должен быть и у вас, и этот выходной должен быть в субботу. И это следует обсуждать при приеме на работу. Если работодатель не предоставляет выходной в субботу, значит, стоит искать другую работу. Я знаю известного проповедника, который, будучи врачом по образованию, не смог получить выходной в субботу и работал дворником.
Так что, добрые дела, такие как спасение жизни, всегда приоритетны. Однако штатная работа в субботу – это нарушение четвертой заповеди. Это ваше обычное дело и ваш заработок. Если Вас утром спросят: «Куда вы идете?», что вы ответите: «доброе дело делать» или «на работу»? Вы непременно ответите: «На работу». А работать в субботу грех.
С уважением, пастор Александр Серков.
Вопрос №219
ВОПРОС:
Нужно ли отделять десятину с продажи автомобиля?
ОТВЕТ:
Продажа автомобиля не является прибылью, если он был приобретен за деньги, от которых уже была отложена десятина. Если автомобиль был выигран на лотерею, то это считается прибылью, и при продаже следует отдать десятину. Если вы занимаетесь бизнесом, связанным с автомобилями – покупаете подержанные автомобили, реставрируете их и продаете, тогда необходимо подсчитать разницу между затратами и выручкой от продажи. Десятина должна быть отложена от чистой прибыли.
С уважением, пастор Александр Серков.
Вопрос №220
ВОПРОС:
В Библии написано, что человек был создан по образу и подобию Бога. А по чьему образу и подобию созданы животные?
ОТВЕТ:
В Библии четко указано, что человек был создан по образу и подобию Бога. О животных такого утверждения нет. Мы не можем добавлять к Писанию того, что в нем не написано. Поэтому нам следует воспринимать животных такими, какие они есть, без предположений о каком-либо подобии.
С уважением, пастор Александр Серков
Вопрос №221
ВОПРОС:
Здравствуйте! У меня возник вопрос при чтении стиха в Матфее 4:8. Какие царства мира были показаны Иисусу при искушении дьяволом? Будущие или царства того времени? Если будущие, то ведь дьяволу не дано видеть будущее? Мне вот это место не понятно. Если разъясните, буду премного благодарен.
ОТВЕТ:
Мир Вам! Отвечая на Ваш вопрос, прежде всего приведу текст, который Вас интересует:
8 Затем берет Его дьявол на очень высокую гору, показывает прелести и славу всех царств мира
9 И заявляет: «Все это я отдам Тебе, если Ты падешь предо мной и поклонишься мне» (Матф. 4:8-9).
Читая восьмой стих вместе с девятым, мы видим, что речь идет о царствах того времени. Дьявол обещает отдать всё сразу же, если Иисус поклонится ему. Какие именно царства показал дьявол Иисусу? Все царства мира, существовавшие на тот момент. Тут не обошлось без сверхъестественного вмешательства: никакая высокая гора не позволила бы естественным образом увидеть все царства земли.
Евангелист Лука добавляет еще одну деталь:
5 Тогда дьявол, показал Ему с высокого места в одно мгновение все царства земли (Лук. 4:5).
«В одно мгновение». Нам нет нужды ломать голову над тем, как дьявол сумел представить Христу красочную панораму всех царств. Главное в этом событии – дьявол скрыл изнанку своего царства и показал только ослепительный блеск человеческой славы. Он предложил Иисусу роль политического мессии, но миссия Христа была совсем иной.
С уважением, пастор Александр Серков
Вопрос №222
ВОПРОС:
Иез. 8:3-5. Что за идол ревнования?
ОТВЕТ:
Приведу этот текст в современном переводе:
3 И увидел я нечто, похожее на руку, которая протянулась ко мне и схватила за волосы, и затем ветер поднял меня в воздух и в Божеском видении перенёс меня в Иерусалим, ко внутренним воротам на северной стороне, где был идол, вызывающий ревность Господню.
4 Но Слава Бога Израиля была там же, она была такой же, как я видел её в долине у Канала Кебара.
5 Бог заговорил со мной и сказал: "Сын человека, посмотри на север". И я взглянул на север, и возле северной стороны ворот стоял идол, вызывающий ревность Господню (Иез. 8:3-5 современный перевод WBTC).
Для большей ясности приведу также 6 стих:
6 Тогда Бог мне сказал: «Сын человека, видишь, какие ужасные вещи делают здесь люди Израиля, чтобы заставить Меня оставить Моё святое место? И если ты пойдёшь со Мной, то увидишь и худшее» (Иез. 8:6 современный перевод WBTC).
6 стих также можно перевести так: «… и тем всё дальше отдаляются они от Моего Святилища».
В Синодальном переводе этот объект назван «идолом ревнования», потому что он вызывал у Бога ревность, так как совращал народ поклоняться не Богу, а языческому идолу. Это нарушение второй заповеди, запрещающей создавать и поклоняться идолам. Израильтяне впали в идолопоклонство, что можно назвать духовным прелюбодеянием, и это вызывала у Бога ревность. Поэтому идол получил название «идол ревнования», так как его присутствие во внутреннем, священническом дворе храма было дерзким вызовом Богу.
Хотя конкретное имя этого идола не указано, вероятнее всего, это был идол Астарты, ханаанской богини плодородия. Изображение Астарты было помещено в храме царем Манассией (4Цар. 21:7), который позже удалил его (2Пар. 33:13,15). Однако, снова этот «образ» был внесен в святилище и затем убран из него уже во время реформ царя Иосии (4Цар. 23:6).
Благочестивый Иосия сжег идола Астарты в долине Кедрон, надеясь, что с идолопоклонством будет покончено навсегда. Однако после его ранней смерти народ снова вернулся к своим истуканам. По-видимому, в дни Иезекииля новый «столб Астарты» был вновь водружен в храме.
Давайте подробнее рассмотрим, что представлял собой этот идол. Астарта – деревянный столб. В русской Библии (в Синодальном переводе) в Иез.8:3 используется слово «идол». В переводе Септуагинты здесь стоит слово «столб» или «стоящий камень». В библейских текстах наряду с каменным столбом упоминается и «Астарта» или «деревянный столб» (Исх. 23:24; Втор. 7:5). Еврейское слово «ашера» обозначает ханаанейскую богиню Астарту. На местах поклонения она представлялась как деревянный столб или священное дерево. Поэтому слово «ашера» используется как для обозначения богини, так и для предмета культа. На высотах каменный столб и деревянный столб часто стояли вместе. Каменный столб олицетворял мужское божество в ханаанейских капищах Ваала, а деревянный столб или ветвистое дерево представлял Астарту – богиню плодородия.
Рядом с идолами возводились и другие постройки, такие как жилище для жрецов и жриц, которые занимались культовой проституцией. Всё это, естественно, вызывало ревность Бога, поэтому в Синодальном переводе мы так и читаем: «…где поставлен был идол ревности, возбуждающий ревнование».
С уважением, пастор Александр Серков
Вопрос №223
ВОПРОС:
У меня вопрос к пастору. Мой сын спрашивает: можно ли верующим брать кредит? У них на работе по этому вопросу возник спор, там верующие из других конфессий говорят, что нельзя.
ОТВЕТ:
Мы читаем: «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Матф. 5:42). Мы видим, что Христос не возражает против просьб о займе, а займы и есть кредиты в современной терминологии.
Также в Писании говорится: «Если дашь деньги взаймы бедному из народа Моего, то не притесняй его и не налагай на него роста» (Исх. 22:25). В другом месте читаем: «И сказал им: [положим, что] кто-нибудь из вас, имея друга, придет к нему в полночь и скажет ему: друг! дай мне взаймы три хлеба» (Лук. 11:5). Но друг, как видно из дальнейшего текста, сначала не хотел давать.
А если нам нужно очень срочно не три хлеба, а 100 тысяч рублей, чтобы покрыть дом крышей перед наступлением зимы, а собственных средств не хватает и дети мерзнут, тогда обращаемся к ближнему за помощью. Если ближний отказывается давать без процентов, а с процентами тоже не дает, потому что написано: «Не бери с брата в рост». Вот тогда, к стыду и в укор тому брату, который мог бы дать взаймы, но не дал, мы идем к «язычнику», в банковскую систему и берем кредит под проценты.
Конечно, лучше избегать кредитов, но бывают случаи, когда это крайне необходимо. Взятие кредита само по себе не является грехом и не нарушает никаких заповедей Божьего Закона, если долг погашается своевременно и в соответствии с договоренностями.
С уважением, пастор Александр Серков.
Вопрос №224
ВОПРОС:
Почему в Библии небо назвали твердью? По словарю твердь – это что-то твердое.
ОТВЕТ:
Твердость может иметь разную степень. По сравнению с тем, что окружало землю до создания атмосферы, сама атмосфера стала «твердью» – чем-то, что обладает определенной плотностью. Птицы летают, опираясь на воздух, что свидетельствует о его некоторой «твердости», достаточной для поддержания их в полете.
Мы наблюдаем твердость атмосферы и сегодня, когда парашюты, спускаясь, выдерживают вес людей и даже танков. Метеориты, входящие в атмосферу, сгорают из-за сильного трения. Это трение происходит между более твердым телом (метеоритом) и менее твердым телом (атмосферой), что вызывает нагрев и последующее сгорание метеорита.
Посмотрим на различные переводы этого текста. Давид Йосифон пишет:
«И сделал Бог свод; и отделил воду, которая под сводом, от воды, которая над сводом. И стало так. И назвал Бог свод небом».
Теперь рассмотрим это слово и его значение в оригинале: רָקִיעַ (ракийа) – (небо)свод, твердь. В Септуагинте (переводе семтдесяти) это слово переведено как «στερέωμα» (стэрэома) – твердость, основа, опора.
Таким образом, опираться можно не только на камень, который очень твердый, но и на воздух, который хоть и менее тверд, но все же обладает некоторой плотностью.
С уважением, пастор Александр Серков
Вопрос №225
ВОПРОС:
«Когда же он приблизился к стану и увидел тельца и пляски, тогда он воспламенился гневом и бросил из рук своих скрижали и разбил их под горою» (Исход 32:19). Имел ли Моисей право разбивать скрижали, ведь это дело рук Божьих?
ОТВЕТ:
Событие, описанное в Исходе 32:19, где Моисей разбивает скрижали завета, является значимым моментом в истории израильского народа. Вопрос о том, имел ли Моисей право разбивать скрижали, требует понимания контекста и символического значения этого действия.
1. Отступничество израильтян:
Когда Моисей находился на горе Синай и получал скрижали с Десятью заповедями от Бога, израильтяне внизу сделали золотого тельца и начали поклоняться ему, совершая идолопоклонство. Это было прямым нарушением первой и второй заповедей, данных Богом, и свидетельствовало об отступничестве народа.
2. Реакция Моисея:
Вернувшись в стан и увидев тельца и пляски, Моисей воспламенился гневом. Его гнев был отражением Божьего гнева из-за неверности и идолопоклонства народа.
Скрижали представляли собой завет между Богом и израильским народом. Разбивая скрижали, Моисей символически показывал, что народ нарушил этот завет своими действиями. Этот акт подчеркивал серьезность греха народа и их отступничества от Бога. Разбивая скрижали, Моисей также подчеркивал необходимость суда и покаяния. Это событие стало отправной точкой для последующего очищения и восстановления завета.
3. Имел ли Моисей право разбивать скрижали?
Хотя прямо не сказано, что Бог дал Моисею разрешение на разбитие скрижалей, нет указаний на то, что Бог осудил это действие. Напротив, Бог продолжал общаться с Моисеем и велел ему вытесать новые скрижали, на которых снова написал текст Закона.
Моисей, разбивая скрижали, действовал не по собственному произволу, а как представитель Божьей воли, выражая праведный гнев на грех и неверность народа. Его действия имели глубокое символическое значение, подчеркивая серьезность нарушения завета и необходимость очищения и покаяния. Поэтому можно сказать, что Моисей имел право разбить скрижали в контексте данной ситуации, так как это было частью Божьего плана по восстановлению и обновлению завета с Израилем.
С уважением, пастор Александр Серков
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев