Сторонникам крайних мер предстояло проиграть только одну битву в войне за контроль над сознанием людей. Причина такого проигрыша — столкновение лицом к лицу с растущей критикой 1940-х и 1950-х годов, когда видные евангельские группы приехали в Вашингтон, чтобы лично изучить адвентизм. Группа анонимных лидеров опубликовала том под названием «Ответы адвентистов седьмого дня на вопросы о доктрине» (широко известный как «Вопросы о доктрине»). Книга была предназначена для того, чтобы убедить приезжих друзей в том, что Эллен Уайт не была покровительницей Церкви адвентистов седьмого дня; что её сочинения не находятся на одном уровне с книгами Писания; что её вдохновение было не таким, как у библейских авторов; и что церковь считала её не истолкователем Священного Писания, а совсем наоборот. Все это было изложено очень ясно и убедительно в «Вопросах по доктрине».
([Seventh-day Adventists], Questions on Doctrine (Washington: RHPA, 1957), pp. 7-10,89-91. Preparation of this book is attributed on the title page to a “Representative Group of Seventh-day Adventist Leaders, Bible Teachers, and Editors.”
В некоторых кругах эту «группу» называют ФРАН (FRAN), своего рода аббревиатурой от Лероя Э. Фрума, Уолтера Л. Рида и Роя Аллана Андерсона.)
Потребовалось почти двадцать пять лет работы, ожидания и возвращения на свои посты, чтобы правые радикалы с шумом вернулись. В 1980 году Генеральная конференция на сессии в Далласе, штат Техас, пробила сопротивление духовной платформы церкви, заявив всем, кто мог читать, что Эллен Уайт действительно является святой Церкви и что Форд, Бринсмид, Пакстон или все австралийцы и американцы, или любой другой, кто придёт, должен будет выбирать между приходом в Церковь, и действительным приходом к Канону и Самому Богу через писания той девушки из маленького городка из Горхэма, штат Мэн, — Эллен Гулд (Хармон) Уайт.
(Fundamental Beliefs of Seventh-day Adventists — Church Manual Revisions. Advent Review, May 1,1980, p. 23.)
Это заняло много времени, но вопрос был решён. Радикалы, уговорившие делегатов принять их условие, почти сразу использовали его как оружие против Форда, австралийского учёного-преподавателя, которого судили за его труды, его репутацию и (некоторые думали и надеялись) даже за его жизнь.
Форд, как и Урия Смит до него, должен был проиграть, главным образом потому, что хотел спасти некоторые работы Эллен и снизить авторитет большинства из них. Как и Смит до него, он хотел отделить, по крайней мере в своём понимании, её свидетельства от её видений. Но его судьи (и все последующие статьи в «Ревью») должны были разъяснить, что всё или ничего — что Церковь адвентистов седьмого дня действительно верит, как указал Джордж Ирвин в своём трактате 1911 года, что Эллен была канонизирована как богодухновенный, безошибочный толкователь всего адвентистского учения и мысли. Жребий был брошен. Или, иначе говоря, Рубикон был перейдён. Мосты были сожжены.
В любом случае, Церковь адвентистов седьмого дня стояла перед миром обнажённой и одинокой — как культ — веря, что невозможно спастись и, что Писание действительно не может быть проводником ко Христу и Евангелию, кроме как через Эллен. Движение, начавшееся с крайних взглядов в 1844 г., закрывающее дверь для всех, кроме себя, через 140 лет снова встало на путь экстремизма, бросая вызов всем попыткам открыть эту закрытую дверь; снова захлопнуть её (если возможно, навсегда); ещё раз заявляя, что они спасённые, хранители ключей, воплощение человеческого совершенства. Божий народ и все остальные должны были бы начать восхождение по лестнице писаний Эллен на коленях, как восходил Лютера в прошлом, если бы у них были хоть какие-то мысли о достижении небес.
Возможно, история уже сделала вывод о том, что Эллен обладала некоторой дальновидной силой, но не совсем в том смысле, в каком её приняли другие. Вполне возможно, что в начале 1870-х годов — когда путь был расчищен от громогласной оппозиции, и она приступила к своей самой важной задаче — перераспределить историю и её события в соответствии со своими концепциями и переписать Писание в соответствии со своим видением, — она увидела конец… результат, если всё сработает. И записи показывают, что у некоторых это действительно сработало. Слишком хорошо, пожалуй. Большинство из тех, кто зашёл так далеко, теперь, кажется, остались в одиночестве, и их трофеем была только Эллен. Возможно, ей бы это понравилось, поскольку она жила в одиночестве и часто писала об этом и велела своим последователям предвидеть это и готовиться к этому.
УОЛТЕР РИ "БЕЛАЯ ЛОЖЬ"
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев