Развитие адвентистского гетто началось почти сразу после того, как миллеровское движение достигло своего пика в 1844 году и начало свой спад. С помощью Эллен Уайт и её «видений» Богу было позволено выполнить некоторые плотницкие работы на воздвигаемых стенах. Эллен было «показано», что дверь милосердия закрыта для всех, кто не принял весть 1844 года, поэтому мир и большинство его обитателей остались за этой «дверью». Линден даёт очень адекватную картину событий в своей книге «Последний козырь»* (Ingemar Linden, “The Last Trump”).**
* Английское слово trump можно перевести как «труба», так и «козырь». Последнее значение указывает на попытку первых адвентистов показать свою исключительность и негодность их современников, выложив на стол последний козырь в виде учения о «закрытой двери». Прим. переводчика.
** Ingemar Linden, The Last Trump, (Frankfurt am Main: Peter Lang, 1978) pp. 80-107. Историко-генетическое исследование некоторых важных глав в создании и развитии Церкви адвентистов седьмого дня.
Исключительность, которая рано зарождается в любом религиозном плане, взлетела сразу. Это сродни позиции «Господи, благослови меня и мою жену, моего сына Иоанна и его жену, нас четверых и не более». Взгляд на закрытую дверь никогда не был принят самим Уильямом Миллером, но был распространён среди некоторых отвергнутых. Официально это продолжалось до 1850 года, когда дверь приоткрылась, чтобы проскользнула молодёжь из верных членов, а позже и супруги тех, кто уверовал.
Удивительно, как много может сделать маленькая закваска со всем тестом. Даже сегодня адвентисты говорят о тех, кто не член их организации, как о «посторонних», «зятьях или невестках церкви» или время от времени уходящих, «неспасённых». На самом деле, в адвентистской концепции, как раньше, так и позже, почти все были и остаются неспасёнными. Первая причина этого, «закрытая дверь», вскоре отпала, потому что те, кто пропустил лодку 1844 года, начали умирать. Впоследствии неспасёнными, вплоть до нашего времени, стали все те, кто не принял Христа. Все христиане знали это, но, чтобы придать некую отличительную черту, и, возможно, чтобы добавить шарма, адвентистская точка зрения стала означать любого, кто поклоняется в воскресенье, будь то католик, православный или протестант, наравне с теми, кто курит или жуёт табак, употребляет спиртное, распутничает, ходит на различные увеселительные мероприятия, носит или кушает что-либо, чего не едят адвентисты. В общем, любой, кто официально не был и не является частью их шоу. На самом деле адвентистская точка зрения, вероятно, не сильно отличалась от других взглядов, существовавших раньше, просто она объединила всё в один список, чтобы было легче найти людей, которых церковь хотела отвергнуть, и держать эту дверь закрытой немного дольше.
Даже те, кто окружал Эллен, с трудом удерживали её от чрезмерного затягивания её видений. Джеймс, её муж-редактор, должен был дать понять, что в двери может быть щель, которую Эллен не контролирует. В 1851 году он почувствовал побуждение опубликовать в «Ревью энд Геральд» длинную редакционную статью (со ссылкой на «тех, кто имел какие-либо дары Духа»), в которой были следующие слова:
«Те, кому Небеса даруют величайшие благословения, находятся в наибольшей опасности «самовозвышения» и падения, поэтому их нужно увещевать быть смиренными и тщательно следить за ними. Но, как часто на таких смотрели как на почти непогрешимых, и они сами были склонны упиваться чрезвычайно опасной идеей, что все их впечатления были прямыми побуждениями Духа Господа?»* (курсив автора) *
“The Gifts of the Gospel Church,” Second Advent Review and Sabbath. Herald 1 121 April 1851 k 70.
Та же редакционная статья была полностью перепечатана на редакционных страницах в 1853 году. Затем в редакционной статье 1855 года Джеймс Уайт сослался на эти ранее опубликованные утверждения того же содержания и добавил: «Ни один автор «Ревью» никогда не упоминал о них [видениях] как об авторитете в любом вопросе. «Ревью» за пять лет не опубликовал ни одного из них»*. С этим заявлением началась битва, в которой Джеймс должен был проиграть. *
“The Gifts of the Gospel Church,” Review 4 (9 June 1853): 13; J. W., “A Test,”Review 7 (16 October 1855): 61.
Требуется ловкий ум, чтобы решить две проблемы одновременно. Часто такой ум придумывает бесполезные ответы, но это очень весело. В богословии же это даже приятно. Первое правило – научиться ничего не говорить полностью. Второе правило — говорить так, чтобы никто не мог подвергнуть сомнению ваши философские выводы (если вы к ним придёте). Это как учиться понемногу всему, чтобы вскоре знать всё, но толком ничего. В большинстве библиотек отдел религии находится в предметной рубрике философии — и это то, чем она является, определением и переопределением терминов и идей, которые веками не поддавались определению.
УОЛТЕР РИ "Белая ложь"
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев