ГНЕВ БОЖИЙ И ПРАВЕДНОСТЬ БОГА
На протяжении многих веков различные религиозные группы (включая нас) предпринимали (и по сей день предпринимают) настойчивые попытки СПАСАТЬ ГРЕШНИКОВ СТРАХОМ. В центре такой "спасительной" стратегии как великий аргумент к покаянию провозглашается Божий гнев во всех его реальных и воображаемых красках…
Доктор Зайцев Е.В., комментируя мою "несбалансированность" восклицает: «…Разве можно противопоставлять такие вещи как Божья любовь и Его сострадание, с одной стороны, и Его святой гнев и правосудие, с другой?» Нет, конечно! Зачем же противопоставлять? Библия действительно говорит о реальности Божьего гнева, но только не для тех, кто уверовал в искупительную смерть Иисуса Христа.
Конечно же я согласен с тем, что неотъемлемой частью возвещения Евангелия Христа является ПРОВОЗГЛАШЕНИЕ ЭТОГО БОЖЬЕГО ПРАВОСУДИЯ, элементом которого является так называемый
Божий гнев. (Кстати, в эпиграфе к «Двенадцати причинам…» не говорится о противопоставлении любви Бога и Его правосудия, но лишь О ПРЕДПОЧТЕНИИ одного другому).
Почему же уверовавшие избежали Божьего гнева? Имею честь ответить, что причина этого не в том, что в нас добра стало больше, нежели зла… Она (причина) в том, что ВЕСЬ ОБЪЁМ НЕБЕСНОГО ПРАВОСУДИЯ ПРОТИВ ГРЕХА, ПРИНЯЛ НА СЕБЯ ХРИСТОС.
Хорошей отправной точкой для моей исповеди об этом будут слова апостола Павла из первой главы его Послания к Римлянам, где он говорит о том, что в возвещении Евангелия должны быть открыты ДВЕ ВЕЩИ.
***Рим.1:16-18 «ИБО Я НЕ СТЫЖУСЬ БЛАГОВЕСТВОВАНИЯ ХРИСТОВА, потому что ОНО ЕСТЬ СИЛА БОЖИЯ КО СПАСЕНИЮ ВСЯКОМУ ВЕРУЮЩЕМУ, во-первых, Иудею, потом и Еллину. В нём ОТКРЫВАЕТСЯ ПРАВДА (δικαιοσύνη – "праведность") БОЖИЯ от веры в веру, как написано: праведный верою жив будет. Ибо ОТКРЫВАЕТСЯ ГНЕВ (ὀργή – "пыл, негодование") БОЖИЙ с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою».
Согласно этому фрагменту Библии, БЛАГАЯ ВЕСТЬ содержит в себе два "открытия" – ОТКРОВЕНИЕ ДАРА БОЖЬЕЙ ПРАВЕДНОСТИ всякому уверовавшему грешнику и ОТКРОВЕНИЕ БОЖЬЕГО ГНЕВА против всякого нечестия и неправедности.
Не понимая этого, большинство людей действительно ожидают того, что Бог не будет столь непреклонным в Своём правосудии и что Он ПРОСТО возьмёт и ОТМЕНИТ СВОЙ ГНЕВ, потому что имеет на это власть. Но правда в том, что Бог не может отменить Свой гнев, Его правосудие непременно должно быть удовлетворено, «иначе Его нравственное правление и абсолютная праведность будут навсегда подорваны».
Очень прав наш постаревший современник Джерри Бриджес, который говорит, что БОГ НЕ ВОЗВЫШАЕТ СВОЮ МИЛОСТЬ ЗА СЧЁТ УНИЧИЖЕНИЯ СВОЕЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ. И это значит, что для торжества Его правосудия каждый грех без всякого исключения должен быть наказан.
Напрасно мы думаем, что в нашей жизни существуют ПРИЧИНЫ ДЛЯ ПОБЛАЖЕК, такие как "я был выведен из себя" или "они меня допекли"; "я делал это неосознанно" или "так делали и все другие, не только я один".
В нашем религиозном мышлении к этим мнимым причинам для Божьего снисхождения добавляются ещё и такие доводы: "я ведь всё переосмыслил и потому должен быть помилован" или "я же уже попросил у Бога прощения".
Но, лишь там, где всё несовершенно – всё имеет относительность, (на сей раз не обвинят меня "в размытости" принципов, как неоднократно пытались обвинить в последнее время) у Бога же НЕ МОЖЕТ БЫТЬ так называемого "просто прощения", Его НЕЛЬЗЯ УГОВОРИТЬ, потому что Его абсолютная праведность неизменна в силу Его совершенной природы.
Неизменен и принцип (именно принцип, а не буквы) Божьего закона, который всегда и всякого грешника определяет – как объект Божьего гнева. Апостол Павел, рассуждая о пути, которым верующие становятся наследниками обетования о спасении, достаточно ясно говорит и о том, что гнев Господа связан с неумолимыми требованиями Его закона (хотя Сам Бог и не "подзаконен").
***Рим.4:14,15 «Если утверждающиеся на законе суть наследники, то тщетна вера, бездейственно обетование; ИБО ЗАКОН ПРОИЗВОДИТ ГНЕВ, потому что, где нет закона, нет и преступления».
В свете закона Божьего мы все являемся "чадами гнева" (Еф.2:3), такова наша природа, поэтому Павел и говорит, что "закон производит гнев" ("Закон несёт возмездие" Рим.4:15, Библия РБО-2011).
Кроме Адама до грехопадения и воплощённого Божьего Сына никто и никогда на нашей планете не соответствовал духовным принципам требований закона. Сколько бы попыток мы ни предприняли для достижения соответствия истинным запросам закона, ВСЕ ОНИ ОБРЕЧЕНЫ НА ПРОВАЛ, а потому все мы – объект Божьего гнева.
И никто из людей никогда не смог бы избежать этого гнева, если бы милостью Господа ни произошла ПЕРЕАДРЕСАЦИЯ БОЖЬЕГО ГНЕВА. В лице Иисуса Христа БОГ САМ СТАЛ ОБЪЕКТОМ СВОЕГО ГНЕВА, в Своей крестной смерти Он выпил эту чашу до самого дна...
Возмездие греха – СМЕРТЬ, а не плохое качество жизни… А поэтому Иисус приходил в этот мир, чтобы "по благодати Божией, ВКУСИТЬ СМЕРТЬ ЗА ВСЕХ" (Евр.2:9).
Одной из самых драматичных картин Нового Завета является молитва Христа в Гефсиманском саду, Его троекратное прошение к Отцу о том, чтобы Ему не пить некоей чаши. ***Мф.26:39 «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты». Что за содержимое было в этой чаше?
Бесспорно, Иисус использовал символический язык Священного Писания, в котором символом чаши, наполненной для питья, неоднократно символизировался Божий гнев. Классический пример этого мы можем найти у пророка Иеремии.
***Иер.25:15, Библия РБО-2011 «Так сказал мне Господь, Бог Израиля: "ВОЗЬМИ ИЗ МОЕЙ РУКИ ЭТУ ЧАШУ С ВИНОМ ЯРОСТИ И НАПОИ ИМ ВСЕ НАРОДЫ, к которым Я тебя посылаю». Аналогичный образ использован и в других книгах Библии (см. Авв.2:16; Ис.51:17; Пс.74:9).
Ещё ярче образ чаши Божьего гнева представлен в любимом нашими единоверцами фрагменте Апокалипсиса: ***Отк.14:9,10 «И третий Ангел последовал за ними, говоря громким голосом: кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело своё, или на руку свою, ТОТ БУДЕТ ПИТЬ ВИНО ЯРОСТИ БОЖИЕЙ, ВИНО ЦЕЛЬНОЕ, ПРИГОТОВЛЕННОЕ В ЧАШЕ ГНЕВА ЕГО, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем».
Но верну Вас, братья, К АГОНИИ Спасителя в Гефсиманском саду. Несомненно, чаша, о которой Он молился, была чашей Божьего гнева, которую, согласно Божьему правосудию, должны были выпить все мы, каждый представитель греховного человечества.
Конечно же Иисус ясно понимал, что настоящая причина его страданий – не в озлобленности иудейских начальников и не в бесчувственности римских воинов, эта ПРИЧИНА ЗАКЛЮЧАЛАСЬ В БОЖЬЕМ ГНЕВЕ. Он принимал чашу страданий НЕ ОТ ЛЮДЕЙ, НО ОТ ОТЦА, это видно из Его слов, сказанных Петру: ***Ин.18:11 «Но Иисус сказал Петру: вложи меч в ножны; НЕУЖЕЛИ МНЕ НЕ ПИТЬ ЧАШИ, КОТОРУЮ ДАЛ МНЕ ОТЕЦ?».
Да, римская плеть ужасна… Да, страшна ненависть религиозных фанатиков… Но СЕРДЦЕ ХРИСТА РАЗОРВАЛОСЬ ПО ПРИЧИНЕ ЕГО ПОЛНОЙ ОСТАВЛЕННОСТИ ОТЦОМ. В этой оставленности и заключается ВСЯ СУТЬ БОЖЬЕГО ГНЕВА.
Когда Иисус висел на Кресте, Отец в одностороннем порядке оборвал связь между Собой и Своим Сыном, это и было пиком агонии Христа, взывавшего со страшным надрывом: ***Мф.27:46, Библия РБО-2011 «Эли́, Эли́, лема ́ савахта́ни?» В переводе это значит: «Боже Мой, Боже Мой! Почему Ты Меня оставил?»
Ради спасения жителей нашей мятежной планеты, возложив всю нашу "совращённость" поверх безупречности Иисуса, Бог отвернулся от Своего возлюбленного Сына. Об этом и пророчествовал Исаия: ***Ис.53:6 «Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и ГОСПОДЬ ВОЗЛОЖИЛ НА НЕГО ГРЕХИ ВСЕХ НАС».
Библия – Книга о Распятии, её центр – Голгофа, где Бог представлен наказывающим и одновременно наказываемым… Взгляните, пожалуйста, братья, как тему гнева Бога описывает Апостол Иоанн. Он использует трудное греческое слово "ἱλασμός" переведённое в Синодальном переводе Библии словом "УМИЛОСТИВЛЕНИЕ". ***1Ин.2:2 «Он есть УМИЛОСТИВЛЕНИЕ за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира».
Как древним, так и современным богословием предлагались самые разные версии смыслового перевода этого слова, но, на мой взгляд, лучшим отражением сути совершённого Иисусом умилостивления является предложенное уже упомянутым мною Джерри Бриджесом слово "ИСЧЕРПАТЬ".
Из этого смысла следует, что ВСЯКИЙ, КТО ПОВЕРИЛ БОГУ, ДОЛЖЕН ТВЁРДО ЗНАТЬ, ЧТО НИКОГДА НЕ ИСПЫТАЕТ НА СЕБЕ БОЖИЙ ГНЕВ. Этот гнев был полностью исчерпан Его Сыном, понесшим всю вину нашего общечеловеческого греха.
***1Фес.5:9,10 «Потому что БОГ ОПРЕДЕЛИЛ НАС НЕ НА ГНЕВ, НО К ПОЛУЧЕНИЮ СПАСЕНИЯ через Господа нашего Иисуса Христа, умершего за нас, чтобы мы, бодрствуем ли, или спим, жили вместе с Ним».
Жители нашей мятежной планеты ОСВОБОЖДЕНЫ ОТ БОЖЬЕГО ГНЕВА И ОПРЕДЕЛЕНЫ БОГОМ К ПОЛУЧЕНИЮ СПАСЕНИЯ исключительно благодаря смерти Его Сына на Кресте. Таково Евангелие, которое я проповедую в Церкви «У ПОТОКА БЛАГОДАТИ» и всюду, где только могу… Надеюсь проповедовать его и до конца моих дней…
И заметьте, братья, ИИСУС НЕ ПРОСТО ОТКЛОНИЛ БОЖИЙ ГНЕВ ОТ НАС, НО ИМЕННО ПРИНЯЛ ЕГО ВЕСЬ НА СЕБЯ, поэтому гнев, адресованный нам не отложен до времени, он полностью излит на Христа, и правосудие Небес удовлетворено в полной мере. Разве не об этом должен проповедовать служитель Евангелия?
Уверовавшие замещены своим Искупителем, Он для нас – полномочный Представитель, смертью Которого мы в полной мере расплатились за все свои грехи. Торжественная радость наполняет моё христианское сердце, потому что Его смерть не только достаточна, но и ПРЕВОСХОДИТ ВСЕ НАШИ ДОЛГИ…
Те же, кто не поверили Евангелию, действительно, остаются объектом Божьего гнева, потому что не принимают Того, Кто и за них умирал на Кресте Голгофы. Для них Его жертва остаётся невостребованной, а потому Иисус очень ясно сказал об обречённости безверия: ***Ин.3:36 «Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а НЕ ВЕРУЮЩИЙ В СЫНА НЕ УВИДИТ ЖИЗНИ, НО ГНЕВ БОЖИЙ ПРЕБЫВАЕТ НА НЁМ».
Именно поэтому апостол Павел говорит о необходимости – воспринять верою дар спасения: ***Еф.2:8 «Ибо благодатью вы спасены ЧЕРЕЗ ВЕРУ, и сие не от вас, БОЖИЙ ДАР». Как видите, Бог не предлагает грешникам сделку, Он приглашает всех нас ЛИШЬ ДОВЕРИТЬСЯ ЕМУ, просто поверить Ему на слово в том, что пришедший в наш мир Иисус – верное доказательство Божьей любви и достаточная плата за наше спасение. Это и открывает новую (часто первую) страницу наших настоящих взаимоотношений с Богом, ибо вера дарит именно отношения.
В нас самих не может быть причины для помилования, СИЕ НЕ ОТ НАС и, тем более, – не от наших дел. Бог принимает грешника не потому, что он исправился, и не потому, что на заключительном этапе нашей жизни доброго в нас стало больше, нежели плохого. Причина не в нас, она – в Его сердце…
Это ПРИСЯЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ земных юрисдикций можно склонить на сторону преступника его возможным осознанием преступления или состоянием аффекта в момент преступления, но БОГ В СВОЁМ ПРАВОСУДИИ НЕПРЕКЛОНЕН, Его нельзя разжалобить. Благодать Божья для нас покоится на другом по-настоящему стабильном факторе.
В центре БЛАГОЙ ВЕСТИ стоит важнейший вопрос: «ТАК КТО ЖЕ ПЛАТИТ ЗА ГРЕХИ?» Почти все религии мира говорят о том, что должны платить нарушители, но Новый Завет изумляет наше сознание, он говорит, что виновны мы, но платит вместо нас Другой. Платит Тот, Кто безупречен, а потому всегда платёжеспособен... На Кресте Голгофы произошло замещение грешника, и ЗАМЕСТИТЕЛЬНАЯ ЖЕРТВА ХРИСТА – главная весть Библии.
Как сказал глубоко уважаемый мною пастор Билл Хайбелс, мы конечно можем в своей гордыне сказать: «САМ ВИНОВАТ, САМ И ЗАПЛАЧУ». Выглядит очень благородно, но это – лишь самообман.
Поверьте, дорогой читатель, Бог в возвещении БЛАГОЙ ВЕСТИ говорит мне и каждому: «Сын! Если ты думаешь о себе, что ты платёжеспособен, что ты силен всё исправить, ТЫ ВСЁ ЕЩЁ ОТДЕЛЁН ОТ МОЕЙ ЛЮБВИ. Платить самому – ПЛОХАЯ МЫСЛЬ! НЕ ПЛАТИ САМ, ЛИШЬ ДОВЕРЬСЯ МНЕ, Я УЖЕ ЗА ВСЁ ЗАПЛАТИЛ. Иди скорей в Мои объятия! И этого тебе никогда не придётся отрабатывать, это – Мой подарок тебе!»
Что же плохого, братья, в том, что я проповедую "…чтобы не упразднить креста Христова" (1Кор.1:17) о том, что нам действительно больше не нужно ничего платить? Что же неправильного в том, что я прошу людей заменить ЕВАНГЕЛИЕМ все их планы самоискупления и самооправдания? Разве не должен каждый из нас сказать своей религии: «Хватит! Я – БАНКРОТ, все мои "купюры" заражены грехом, мне нечем заплатить Богу!»?
Но, аллилуйя! Я верую, что всё уже оплачено Христом более чем сполна, а потому у карающего Божьего правосудия нет никаких претензий ко мне, оно ПОЛНОСТЬЮ УДОВЛЕТВОРЕНО КРЕСТНОЙ СМЕРТЬЮ МОЕГО СПАСИТЕЛЯ!
Нет никаких сомнений в том, что ЧАША БОЖЬЕГО ГНЕВА БЫЛА ЦЕЛИКОМ ВЫПИТА НАШИМ СПАСИТЕЛЕМ вместо нас! Она полностью перевёрнута, и в ней НИЧЕГО НЕ ОСТАЛОСЬ для уверовавших грешников! НИ ОДНОЙ КАПЛИ БОЖЬЕГО ГНЕВА ДЛЯ НАС! И в этом тоже – слава Евангелия Христа!
Такова моя проповедь и для всех, читающих этот текст!
Александр Степанов "О гарантиях креста"
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев