Третью годовщину Октябрьской революции в ноябре 1920 года в Петрограде отметили грандиозной инсценировкой "Взятие Зимнего дворца".
Насколько она соответствовала реальным событиям?
Организаторы первых революционных праздненств стремились устроить подобные постановки для рабочих и солдат и при их непосредственном участии. Своего рода театр коллективного актёра, где актёром и главным героем был революционный народ. В марте 1919 года в петроградском Народном доме состоялось созданное Театрально-драматургической мастерской Красной Армии представление "Свержение самодержавия". В нём участвовали красноармейцы, а текст был во многом импровизацией.
Действо развивалось на двух деревянных мостках, разложенных в разных концах сцены. Расстрел демонстрации, бунт Волынского полка, арест царя и, наконец, победа. Торжество революции олицетворяла "Дубинушка", которую на премьере этого представления пел Фёдор Шаляпин.
Но самой помпезной и впечатляющей была постановка "Взятие Зимнего дворца". Руководил постановкой режиссёр и преобразователь театра Николай Евреинов, а одним из инициаторов этого спектакля был пианист и композитор Дмитрий Тёмкин, служивший в то время в политуправлении Петроградского военного округа.
Правда, вскоре оба пропагандиста нового мира покинули большевистскую Россию. Евреинов эмигрировал во Францию, где увлёкся идеями масонства. Тёмкин отправился в Германию, а оттуда в США. Там он сделал успешную карьеру как композитор, пишущий музыку для фильмов, стал обладателем четырёх "Оскаров".
По масштабности и зрелищности инсценировка "Взятие Зимнего дворца" не имела аналогов в истории России, да, пожалуй, и других стран. В постановке было использовано всё пространство Дворцовой площади (тогда - площади Урицкого) и прилегающие к ней территории. Вдоль здания Генштаба полукругом располагались два достигающих уровня третьего этажа и соединённых мостом деревянных помоста.
Мелькали дамы в шляпках, министры-капиталисты и прочие буржуи, рабочие и прочий трудовой люд, красногвардейцы. На противоположной стороне площади сложили поленницу, за которой укрывались люди, изображавшие защитников Зимнего дворца - юнкеров. После бегства "защитников буржуев" одновременно озарялись все окна Зимнего, что должно было означать - Временное правительство укрылось за его стенами.
Зрители располагались на площади, десятки прожекторов освещали место действия. Режиссёрский состав насчитывал несколько десятков человек, а в самой постановке принимали участие восемь тысяч человек, в том числе сотни солдат и матросов, были привлечены военная техника и, естественно, крейсер "Аврора". Участники инсценировки трудились почти бесплатно - за продовольственный паёк, но с большим воодушевлением. К тому же, большинство из них ещё недавно принимали участие в революционных событиях.
Не обошлось без накладок. Из-за нарушения телефонной связи, "Аврора", не получая нужного сигнала, вместо трёх выстрелов безостановочно палила в течении пяти минут.
Об этом грандиозном театрализованном представлении пресса писала с восторгом. Вот одна из рецензий еженедельника "Вестник театра": "В те минуты, когда, как три года назад, загремела своими пушками "Аврора", примешивая гул своих орудий к трескотне винтовок, театр перестал быть театром, слив жизнь и искусство в один неразрывный комплекс". Однако рецензент не скрывал, что постановка расходится с тем, что на самом деле случилось в стране три года назад: "Но слышу насмешливый голос стоящего рядом со мной одного из участников Октябрьского переворота. Он говорит, прислушиваясь к неумолкающей трескотне винтовок: В 17-м пуль выпустили меньше, чем теперь".
В действительности никакого героического штурма в 1917-м не было, как и серьёзного сопротивления защитников Временного правительства. Всё это Евреинов придумал, осуществляя государственный заказ. И всё это станет эталоном изображения октябрьских событий в искусстве, кинематографе (С. Эйзенштейн в своём "Октябре" несомненно использовал идеи Евреинова), наконец, по сценарию этого представления писались детские учебники.
Мало-помалу взятие Зимнего из реального события стало превращаться в революционный миф, находились и всевозможные свидетельства того, чего на самом деле не было. Вдруг выплывали неизвестные "герои" тех лет. Они рассказывали, что были в рядах красногвардейцев, ринувшихся на штурм дворца, вспоминали, как под огнём юнкеров перелезали через ворота и как падали сражённые огнём врага товарищи.
Вряд ли можно назвать штурмом холостой выстрел "Авроры", после которого вооружённые люди почти без потерь ворвались в помещения дворца.
Штурма не было, был захват. Знаменитые кадры из фильма Эйзенштейна "Октябрь", когда огромная людская лавина несётся от арки Главного штаба через Дворцовую площадь к парадным воротам Зимнего, никакого отношения к реальности не имеют.
Кстати, в октябре 1917-го никаких двуглавых орлов на этих воротах уже не было - по распоряжению Керенского все символы Российской империи убрали месяцем раньше, после объявления России республикой 1 сентября 1917 года. Никакого штурма не было, был постепенный захват Зимнего большевиками.
После часа ночи небольшая вооружённая группа во главе с Антоновым-Овсиенко проникла внутрь через единственный незапертый вход в Зимний со стороны Дворцовой площади, который вёл в покои императрицы. За ними стали подтягиваться остальные.
Охрана была, просто гораздо меньше, чем было необходимо для обороны такого громоздкого здания, как Зимний дворец. Соответственно, когда здание было заполнено сторонниками военно-революционного комитета, то охранявшие Временное правительство юнкера не смогли оказать сопротивление. Временное правительство было арестовано без перестрелки.
Кстати, при самом захвате Зимнего погибло всего несколько человек.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев